США держат индо-пакистанские отношения под контролем
2013 год завершился саммитом генеральных директоров управлений военными операциями (DGMO) Пакистана и Индии, на котором рассматривалась по-прежнему неустойчивая ситуация на спорной границе.
Несмотря на преимущественный принцип двусторонних отношений на встречах между группами в течение 14 лет, текущая траектория отношений Пакистана и Индии едва ли может быть изолирована от существующего геополитического пейзажа Южной Азии. Развивающаяся геостратегическая архитектура в Южной Азии связана с политикой США разворота к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому стоит немного шире смотреть на вещи и вспомнить американские цели в регионе прежде, чем рассматривать лишь события на «Линии контроля» между странами, чтобы получить более широкое понимание связей между этими двумя сферами.
С учетом изменившихся реалий после холодной войны, Соединенные Штаты начали разрабатывать свой новый подход к Южной Азии во времена второй администрации Билла Клинтона во второй половине 1990-х годов. Целей у этого подхода были три, и все они остаются актуальными сегодня. Первая — предотвратить появление великой державы в Евразии, что трансформировалось в итоге в сдерживание Китая и России; вторая — установить контроль над источниками и маршрутами энергоресурсов через южноазиатские сухопутные коридоры от Средней Азии до Индийского океана; и третья цель — подавить силы политического Ислама.
После 13 лет военных действий в Ираке и Афганистане США стремятся выпутаться из конфликтов в исламском мире и сосредоточиться на других появляющихся центрах силы.
Кроме того, смещение экономических и производственных центров с Запада на Восток также означает, что Китай и прилегающий к нему географически Азиатско-Тихоокеанский регион становятся местом ответных стратегических маневров США. Последние включают в себя и усиление американцами своих региональных союзов и наращивание многостороннего экономического сотрудничества. Таким образом, в Азиатско-Тихоокеанской стратегии США Южная Азия предстает как ключевая ось с Индией в качестве опоры в двусторонних отношениях с Китаем.
В рамках этого полного геополитического контекста политика США в Южной Азии должна установить новый стратегический и экономический порядок, закрепленный вокруг политического и экономического влияния Индии в регионе, при этом США будут надзирать за индийским правлением в регионе посредством своего ограниченного присутствия в Афганистане после 2014 года.
Тенденция знакома, то же самое можно видеть на Ближнем Востоке, где региональным державам, таким как Иран и Турция наряду с другими традиционными союзниками, делегируются обязанность управлять Ираком, Сирией и Арабской весной в пределах параметров американских интересов.
Несмотря на проблемы индийского внутреполитического устройства, стабилизация исторически враждебных и сложных отношений между Индией и Пакистаном представляет реальный барьер для достижения американских целей в Южной Азии. Замена традиционной парадигмы ведения полномасштабной войны в пакистанских вооруженных силах на более ориентированную на контр-террористические действия доктрину, таким образом, представляет важную составляющую усилий США.
Текущая тенденция политики Пакистана в отношении Индии — нормализация отношений и в стратегических и в экономических сферах. Визиты пакистанских чиновников на высшем уровне в Индию и сам DGMO-саммит надо рассматривать в рамках американской стратегической структуры для Южной Азии. Пограничный конфликт на «Линии контроля», который начинал набирать обороты в январе 2013 года, угрожал и публичным и тайным усилиям США стабилизировать индо-пакистанские отношения на условиях Индии.
Все же результат текущего пакистанского стратегического подхода к отношениям с Индией будет для Исламабада отрицательным, поскольку позволит Индии доминировать в регионе. Кроме того, на региональном уровне еще одним следствием станет дуга сдерживания с центром в Индии, простирающаяся в будущем с Юго-Востока до Средней Азии. Вместе с присутствием Соединенных Штатов в Афганистане эта дуга усложнит перспективы энергетической безопасности Китая.
Обратите внимание, например, на новую информацию, которая объявилась во время переговоров DGMO: Индия развернула на «Линии контроля» 5 дополнительных бригад. И уже было известно, что Индия начала возведение множества военных наблюдательных постов наряду с честолюбивым проектом создать «Берлинскую стену» на «Линии контроля» — события, которые явно нарушают соглашение о перемирии.
Эти усовершенствования помогут Индии в подготовке специального ориентированного на Кашмир контингента для быстрых набегов на пакистанские военные посты с быстрым отступлением в тыл, улучшая ее способность проводить разведку позиций пакистанской армии на «Линии контроля», а также превращая эту цепь своих постов в международную границу.
Это одно критическое следствие из многих других нежелательных последствий текущей индийской политики Пакистана, которая имеет свои корни в более крупной американской ключевой стратегии разворота к Азии.
Пакистан должен решать индийский вопрос, для начала идентифицировав свою собственную роль в более крупной евразийской геополитической и геостратегической архитектуре. Если он стремится создать новый баланс в Евразии, то в Южной Азии существует много возможностей. Иначе, с благословения Вашингтона Южной Азии угрожает гегемония Индии.
Маджид Махмуд, “Война и мир“