Восточная цивилизация

Азиатско-тихоокеанский регион представляет собой бурно развивающуюся, слабо интегрированную (в отличие от Запада), многочисленную по населению и традиционно устойчивую часть света. Региональной державой, возглавляющей процессы в регионе, является Китай, чья численность населения уже перевалила рубеж в миллиард человек. Позиции Пекина по региональной политике являются скорее не зоной влияния, за зоной уважения, так как соседние государства с огромным почтением относятся к стремлениям Китая. Это позволяет державе лавировать в отношениях с другими цивилизациями.

Темпы экономического роста позволили ряду аналитиков в свое время предположить, что Китай со временем станет сверхдержавой, однако такие выводы преждевременны в силу ряда обстоятельств:

  • конфликт между экономической и политической системами рождает ряд противоречий;
  • никто не уверен в том, что Китай и дальше продолжит наращивать экономический потенциал теми же темпами, что и сейчас;
  • общая бедность сохраняется, несмотря на экономический рост.

Геополитические планы Китая сводятся к концепции «Большого Китая» – расширению своих политических и экономических возможностей через различные структуры и методами общей дипломатии, однако интеграционные процессы значительно ниже, чем в ЕС: Например, в регионе действуют всего лишь несколько крупных региональных организаций. АПЕК, АСЕАН и Шанхайская конференция, что недостаточно для равноценного западному регионального сотрудничества.

Также имеет место этническая экспансия Китая в соседние страны, когда небольшие численно группы китайцев выезжают в другую страну и создают там индустрию, которая дает возможность нелегально проникнуть большому числу мигрантов. Основными странами, подвергшимися такой экспансии, оказались Россия, Казахстан, Монголия, а равно страны южнее Китая – Таиланд, Вьетнам, Непал, Австралия.

Расселение по региону населения страны неравномерно: большая численность населения на восточном берегу страны контрастирует с относительной малочисленностью населения в Западных провинциях. Современная концепция защиты побережья с приоритетами первых островов дают Китаю возможность заниматься перевозками и экспортом через речные порты, отсюда и такой контраст, сложившийся исторически.

Идеологическое обоснование китайской государственности, основанное на коммунистических идеях, разбавленных конфуцианской философией, восхваляющей жесткую иерархичность, делает претензии Китая не только понятными для соседних стран, в целом согласных участвовать как второстепенные страны в жизни этой имперской системы, но и уважаемыми и близкими, обозначенными временем и судьбой. Именно отсюда страны, принадлежащие региону, никогда не противоречат политике Пекина, высказывая либо нейтральные, либо дружественные оценки.

Нерешенные проблемы вроде проблемы Тайваня или спорных для Японии с Россией территорий встречают заинтересованность США, активно участвующих через Японию в делах региона, и полный нейтралитет других азиатско-тихоокеанских государств, заявляющих, что это «личное дело Китая».

Историческое противостояние Китая и Японии ставит перед США дилемму работать либо с Японией, либо с Китаем, причем именно эти противоречия должны будут решаться в течение следующей четверти века. У Китая в плане построения своего геополитического ареала есть несколько вариантов:

  • создание антигегемонистического союза ряда бедных государств;
  • союз с Японией и переход к новой модели сотрудничества с США;
  • переход к большей степени интеграции в регионе и доступ к природным богатствам Сибири.

Социо-культурное и экономическое давление на азиатско-тихоокеанский регион оказывают не только США и Япония, где к тому же размещена американская военная база. С Запада сильное влияние оказывает Индия и близкие к ней страны. С севера уступает свои позиции Российская Федерация.

Особую проблему представляет собой корейский вопрос. Это наиболее крупная с политической точки зрения региональная проблема, являющаяся источником нестабильности и множества противоречий. Первая позиция – это безъядерный статус полуострова в свете ядерной программы Северной Кореи. Концепция построения Большого Китая рассматривает весь полуостров в зоне своего политического интереса, а затем дальнейшей интеграции полуострова в свое пространство. Этому противодействует близкая географически Япония, которая рассматривает полуостров как объект своих геополитических интересов.

Другой нестабильной, но менее динамичный регион, прилегающий к азиатско-тиоокеанскому – это Индонезия, где национально-религиозные проблемы являются ключевыми в вопросах внешней политики и участия в их делах Китая. Напомню, что половина населения Индонезии мусульмане, также есть огромная китайская диаспора.

В регионе практически нет собственных этнических проблем, в частности, и благодаря Китаю, который сам по себе является государством-нацией, регулирующим отношения между другими национальными государствами. Кроме этого, нет жестких религиозных разногласий, которые способны внести нестабильность или стать основанием для затяжных территориальных или других материальных споров.

Китайские диаспоры в других странах располагают средствами, равными (по разным подсчетам) или близкими к собственному ВВП Китая, что является основным поступлением средств в экономически все еще отстающий регион. Также огромную роль играют американские инвестиции.









Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...