|

Геополитика Китая

Основная геополитическая цель Китая на ближайшее будущее – стать лидером в Восточной Азии. На протяжении двух тысячелетий Китай являлся исключительной силой в Восточной Азии. В 1842 году был заключен навязанный Китаю Нанкинский договор, согласно которому Китай фактически попадал в зависимость от Запада и Японии. В настоящее время Китай хочет вновь обрести свою историческую роль, т.е. стать лидером в регионе, и благодаря этому статусу в большей степени участвовать в формировании геополитической картины мира. В настоящее время Китай обладает мощными геополитическими ресурсами, благодаря которым может достичь поставленной цели:

• Демографический – более 1млрд.300 млн. человек.

• Территориальный (9560 тыс. кв. м) – третье место в мире, уступает только России и Канаде.

• Геополитический центр. Обладание большой территорией и удобное с точки зрения решения геополитических проблем местоположение делает Китай геополитическим центром.

• Экономический ресурс. Темпы экономического роста очень высоки – 9%-10% в год. В 1950 году на Китай приходилось 3,3% мирового ВВП, в 1992 – 10% , а по прогнозам на 2025 год – более 20%. С 2005 года Китай по доле мирового ВВП (2,554 трлн. долларов) занимает четвертое место в мире (вытеснил с этого места Великобританию) после США (13 трлн. долларов), Японии (4,464 трлн. долларов) и Германии (2,890 трлн. долларов). Объем прямых иностранных инвестиций в Китай – 50 млрд. долл. Если темпы роста США и Китая останутся прежними, то к 2050 году экономика Китая сможет вырваться на первое место. Валютные резервы Китая – 91 млрд. долл., уступают в мире по этому показателю только Японии и Тайваню.

• Военный ресурс. В конце 1980-х годов Китай пересмотрел свою военную стратегию, перейдя от концепции обороны в большой войне с Советским Союзом к региональной стратегии, в которой особое значение придается перспективной оценке сил. Мощная экономика Китая создает мощную военную силу. Китай – ядерная держава и постепенно наращивает свой ракетно-ядерный потенциал. Сейчас у Китая 300 боеголовок для стратегических ракет. В российских и американских арсеналах – около 6000 боеголовок, но по соглашению об ограничении стратегических наступательных потенциалов (май 2002) их суммарное количество к концу 2012 года должно быть постепенно уменьшено примерно втрое. Число же китайских боеголовок в ближайшее десятилетие вырастет до 600-900 единиц, то есть ядерный арсенал Китая будет сопоставим с американским и российским. Численность вооруженных сил около 4 млн. человек. В период между 1988 и 1993 годом военные расходы выросли на 50% в реальном выражении. В настоящее время, по данным аналитических служб Пентагона, военные расходы Китая составляют около 90 млрд. долл. в год. Ежегодный рост военного бюджета Китая составляет более 20%. Будучи страной авторитарного режима, Китай естественно не оглашает истинный ежегодный объем средств, выделяемых республикой на военные цели, официально заявляя, что он составляет 30 млрд. долл. в год. Безусловно, цивилизованный мир беспокоит недостаточно открытое наращивание военного потенциала.

• Китай является постоянным членом Совета безопасности ООН, располагает правом вето; входит в различные межправительственные организации регионального и глобального уровня.

Стремление Китая к региональному лидерству осложняют следующие внутренние проблемы:

• Неравномерное развитие 29 провинций;

• Возможная напряженность взаимодействия между экономикой Китая, его обществом и политической системой в результате глобализации и быстрых экономических перемен. Китайская экономика устойчиво растет уже четверть века, но ширится и пропасть между бедными и богатыми. ВВП на душу населения всего 7600долларов – это 109 место в мире.

По китайским данным, наиболее зажиточные 20% населения страны получают 50% всех доходов, тогда как самые бедные 20% довольствуются 4,7%. Здравоохранение и образование остаются для многих недоступной мечтой. В 2004 году в Китае было около 74 тысяч стихийных народных протестов, в 2003 – 58 тысяч;

• Безработица, проблема внешних долгов;

• Серьезной политической проблемой Китая являются Тибет и Синьцзян, над которыми Китай установил контроль. Тибет, был фактически независимым государством вплоть до 1959 года, когда Пекин ликвидировал эту самостоятельность, жестоко подавив восстание местного населения. В Тибете постоянно находятся китайские войска и проводится политика ханизации («хань» – основная народность Китая, составляющая 90% его населения). Такова же политика Пекина и в Синьцзяне, населенном уйгурами. Этот когда-то кочевой мусульманский народ всегда тяготел к Киргизии и Казахстану, куда в 1950-х годах от притеснений китайцев ушло свыше 2 млн. уйгуров. В настоящее время после массового переселения в Синьцзян ханьского населения, уйгуры у себя на родине превращаются в этническое меньшинство.

Каковы основные векторы геополитики Китая?

1. Китай, подобно России, активно и настойчиво отстаивает идею многополярного мира и готовит себя к роли одного из центров будущего многополярного мира. Китай действует весьма стремительно и последовательно, ставя во главу угла свои национальные интересы. Геополитика Китая независимая и прагматичная. Китай уже бросает вызов интересам и позициям США в Восточной Азии. Так в 1996-1999 гг. они себя проявили в данном направлении в ходе спора по статусу Тайваня, демократии в Гонконге, будущему Тибета, объединению Кореи и контролю над островами в Южно-Китайском море. Но в то же время Китай весьма активно сотрудничает с Соединенными Штатами в экономической и торговой сфере. Распространение геополитического влияния Китая вовсе не обязательно будет противоречить реализации американских интересов. В Евразии не будет стабильного равновесия сил без стратегического взаимопонимания между Америкой и Китаем.

2. Стремление обрести влияние в Центральной Азии, прежде всего, с помощью Шанхайской организации сотрудничества, ключевым игроком которой является Китай. Если ранее Пекин в первую очередь интересовало решение с центральноазиатскими странами спорных пограничных вопросов и проблем безопасности, то в настоящее время, посчитав, что эти задачи в основном выполнены, Китай приступил к масштабному экономическому освоению региона, в связи с чем он становится серьезным соперником России, в настоящее время достаточно прочно укрепившейся в Центральной Азии. Китай уделяет пристальное внимание богатым энергоресурсам Центральной Азии. Пока газ Китаю поставляет только Казахстан. Однако интерес к сотрудничеству с Китаем проявляют Туркмения и Узбекистан. Так, после строительства трубопровода, осуществляемого Туркменией совместно с китайской компанией, Ашхабад обязался с 2009 г. поставлять Пекину ежегодно 30 млрд. кубометров газа. Китаю удалось отстоять решение о создании в регионе зоны свободного движения товаров, капиталов на ближайшие 20 лет. Между КНР, Казахстаном, Киргизией, Туркменией и Таджикистаном реализовано 87 новых транспортных проектов. Основной их них – строительство «коридора» от Каспия до Китая (через Россию, Казахстан, Узбекистан и Киргизию). Также Пекин добился освоения китайского кредита на совместные проекты и программы в рамках ШОС. Речь идет о кредитах на 920 млн. долл., которые КНР предоставила в 2007 году Киргизии, Таджикистану и Казахстану на финансирование импорта из Китая. Небогатым странам Центральной Азии сотрудничество с Китаем выгодно, но в случае реализации всех пекинских экономических инициатив регион вполне может стать сырьевым придатком КНР.

3. Помешать соседям (Россия, Япония, Индия) объединяться против него; особенно тревожит Пекин альянс между Японией и США, который сейчас по инициативе США трансформируется в альянс США, Японии и Австралии.

4. Конкуренция с Японией. Как говорят китайские эксперты, отношения Пекина и Токио строятся по принципу «в политике – похолодание, в экономике – потепление». У Китая огромный рынок сбыта, у Японии современные технологии. Страны испытывают потребности друг в друге. Японские инвесторы – одни из наиболее активных в КНР, двусторонний товарооборот в прошлом году перевалил за 170 млрд. долл., превысив объем торговли между Японией и США. Но в отличие от предпринимателей политические деятели на компромисс идти не готовы. Во-первых, Китай настороженно относится к стремлению Японии юридически реабилитировать свою военную машину (Японии не разрешено иметь вооруженные силы для разрешения международных споров). Во-вторых, Китайцы полагают, что Япония не извлекла уроков из истории и искажает или замалчивает факты своей агрессии против стран Азии в XX веке. Например, китайцы не могут простить соседу школьных учебников по истории, в которых опущены подробности Нанкинской резни – событий 1937 года в городе Нанкине, когда японская армия уничтожила свыше 300 тыс. мирных жителей и военнопленных. В-третьих, Вторая мировая война создала обеим странам предпосылки для территориальных разногласий. Среди них спор вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао), находящихся под юрисдикцией Японии. В-четвертых, Китай и Япония – ведущие мировые импортеры энергоресурсов. Уже разгорается конфликт вокруг нефтяных месторождений в Восточно-Китайском море.

Стремление приобрести больший авторитет и влияние в «развивающемся мире». Китай всегда позиционировал себя как защитника угнетенных афро-азиатских и латиноамериканских народов, как часть третьего мира. Китаю геополитически выгодно формально оставаться частью «развивающегося мира», ибо при переходе в «золотой миллиард» органическая связь между ним и странами Юга может разрушиться. Данный идеологический императив, усиленный нынешними китайскими возможностями, остается средством глобального влияния нынешнего Китая. Китай открыто объявил о своем намерении сделать Африку зоной своего влияния. В ноябре 2006 года в Пекине состоялся двухдневный саммит Китай – Африка, на который из 53 стран Черного континента приехали представители 48 стран. По итогам форума китайские компании получили в Африке контракты почти на 2 млрд. долларов, прежде всего в области энергетики (треть потребляемой нефти КНР импортирует из Африки). Кроме того, до 2009 года Китай обещал вдвое увеличить размер финансовой помощи развивающимся странам Африки и предоставить кредиты на сумму 5 млрд. долларов. В июне 2006 года Китай предлагал братский союз 22 лидерам арабских стран. Китай выступает главным арсеналом мусульманского мира. Китай помог Пакистану создать основу своей ядерной программы и начал оказывать такую же помощь Ирану. Китай секретно построил Алжиру ядерный реактор. Китай также активно работает на латиноамериканском направлении, удачно используя для себя антиамериканские настроения на этом континенте (Куба, Венесуэла, Боливия). Логика геополитики Китая проста: Пекин берется опекать (борьба с бедностью, помощь в развитии) любые режимы, не навязывая модели политического устройства и не настаивая на соблюдении прав человека, а в обмен требует только одного – гарантированных поставок ресурсов для своей растущей экономики. В итоге на сторону Пекина переходят страны или целые регионы, с которыми в силу идеологических или каких-либо иных причин не хочет разговаривать Запад.

Лебедева Т.П. “Геополитика”

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

3 комментария КОММЕНТАРИИ:

  1. Очень доходчиво, спасибо

  2. Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.

  3. В КНР 23 провинции, а не 29.

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...