|

Российско-китайский союз против американской “стратегии анаконды”

“Когда дует ветер, надо строить не укрытия от него, а ветряные мельницы” (Мао Цзэдун

После возвращения Владимира Путина на президентский пост настало время реализации предвыборных целей, заложенных в программных статьях. Приоритеты этих целей хорошо прослеживаются в географии зарубежных визитов нового главы государства. С 31 мая по 7 июня Путин с официальным визитом посетил Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Китай. В очередности таких визитов существует определённая логика. Очевидно, что главная ставка будет делаться на построение Евразийского союза с сохранением тесного сотрудничества с Китаем (Индией и Ираном). И, возможно, что в скором времени в политический дискурс войдёт термин Большой Евразийский союз. Контуры этого союза концептуально не обозначены, и о них пока можно догадываться по подписанным соглашениям, официальным визитам и совместным военным учениям. Но совершенно очевидно, что Россия будет вынуждена преодолеть “западничество” и вступить в геополитическую игру нового времени, в которой восточный вектор российской политики войдёт в равновесие с западным. И эта игра уже началась.

Враг моего врага – мой друг?

На сегодняшний день на территории Евразии проживают пять мировых цивилизаций, которые составляют большинство населения планеты. Евразия является самым горячим континентом в мире. На территории столь обширного пространства постоянно происходят религиозные и межцивилизационные конфликты, которые не дают создать надёжные условия стабилизации континента. После распада СССР такие локальные конфликты стали активно инициироваться Североатлантической империей во главе с США. Западные политтехнологи уже давно разработали концепцию пошагового расчленения Евразии и установления контроля над странами, богатыми ресурсами. В первую очередь Североатлантической империи необходимо создать нового врага в глазах свои граждан, так как международный терроризм уже исчерпал себя как серьёзная угроза. На роль “нового” геополитического противника претендуют Россия, Китай и будущий исламский Халифат, созданием которого уже занимаются западные политтехнологи. Основной приз в разыгрывающейся Западом геополитической игре – ресурсы России.

Для установления контроля над Евразией американскими геополитиками была разработана “стратегия Анаконды”. Её смысл заключается в блокировании территории противника с моря и суши с постепенным увеличением силы изоляции, подобно анаконде. Такая стратегия полностью оправдала себя в период “холодной войны” и, как показал ход всех дальнейших событий, продолжает оставаться основным средством геополитической борьбы. В настоящее время стратегия удушения геополитического противника дополнена арсеналом средств “цветных революций”, использующих так называемые структуры гражданского общества. Некоторые эксперты считают “стратегию Анаконды” сказкой холодной войны, но если адекватно оценить ситуацию на Евразийском континенте, то можно заметить, что США занимают всё пространство, высвобождаемое из-под контроля России (СССР).

В 90-ые годы под влияние США попали страны Варшавского договора. Позже – Украина, Молдавия  и другие постсоветские страны. Сейчас западная дуга “Анаконды” постепенно перекрывает Россию от Германии. Вначале это проявлялось в попытке создания Балто-Черноморского союза и дестабилизации ситуации в Приднестровье. Позже, когда некоторые Восточноевропейские страны вошли в ЕС, – в формировании проамериканских лобби, работающих на срыв выстраивающихся отношений между Россией и Германией. Збигнев Бжезинский в своей работе “Великая шахматная доска” чётко прописал основную цель для США: не допустить возрождения евразийской империи! В этой связи союз Германии с её технологиями и России с её ресурсами представляет одну из основных угроз господству США. На Южном направлении под западное влияние попали Грузия, Азербайджан и Узбекистан. Происходят постоянные попытки дестабилизации на Северном Кавказе. Самой активной из них стала Августовская война 2008 года. Если бы Россия проиграла этот конфликт, то большинство Среднеазиатских республик сменило бы пророссийский вектор на проамериканский. И тогда бы южная дуга “Анаконды” замкнулась. В свою очередь это болезненно отразилось бы и на Китае, отрезав его от ресурсов и вызвав сепаратистские настроения в приграничных районах.

Ещё большую угрозу представляет возможное военное вторжение в Иран, который является важнейшим поставщиком энергоресурсов в Китай. В связи с такой ситуацией российскому и китайскому руководству необходимо уже сегодня принимать ответные шаги. В подобных случаях начинает действовать правило “Враг моего врага – мой друг”. Перед общей угрозой старые противоречия забываются (на время) и появляется необходимость выработки общей стратегии противодействия “Анаконде”. С каждым годом игнорирования создания военно-политического союза между Россией и Китаем на территории Евразии появляются новые базы НАТО, разжигаются новые религиозные и межцивилизационные конфликты, происходят новые цветные революции.

“Анаконда” – это вызов всей Евразии. И для достойного ответа необходимо объединиться и выработать единую концепцию противостояния североатлантическому давлению. Очень важно начать отстаивать общие интересы, а не сводить внешнюю политику к решению своих локальных проблем. Китайское руководство это отчётливо осознаёт и поэтому первым подало знак России о готовности к военно-политическому союзу. В газете “Жэньминь жибао”, являющейся органом ЦК КПК, 30 января была опубликована статья “Китаю и России следует создать Евразийский альянс”, в которой говорится, что “наши страны преследуют единые интересы и поэтому должны совместно сдерживать действия США…, по отдельности Китай и Россия сильно отстают от США, а объединившись наши страны обладают мощной силой. Они располагают огромной территорией, большим населением, многочисленными армиями, владеют ядерным оружием. Так что США даже вместе с НАТО не смогут эффективно окружить нас и тем более изолировать. Более того, такой тесный союз неизбежно привлечёт к себе и других участников, к примеру, Иран и Пакистан”.

Очевидно, что для противодействия североатлантической стратегии удушения, Россия и Китай должны противопоставить свою ответную стратегию стабилизации Евразии, в перспективе выходя на военно-политический союз, открытый для всех евразийских стран.

Проблемы формирования российско-китайского союза

При формировании российско-китайского союза необходимо и скептически оценить перспективы такого союза. На сегодняшний день существует ряд проблем, которые необходимо рассмотреть и по возможности выработать пути их решения.

Первое. Средняя Азия уже многие годы является объектом китайской экспансии. Ранее относимые к влиянию России постсоветские Среднеазиатские страны в последнее время переориентировались на Китай. И это весьма задело российские интересы в этом регионе. Особенно, если учитывать получение Китаем доступа к газовым ресурсам Средней Азии. Именно на этой почве может возникнуть российско-китайский конфликт, в случае эффективного применения США стратегии “Разделяй и властвуй”.

Второе. Экономическая, демографическая и военная слабость России делает из неё слабого партнёра, а союз возможен только с равным. Для сравнения ВВП Китая в 5 раз больше российского. Экономика развивается в 2-3 раза быстрее. Населения в 10 раз больше. Военные расходы в 2 раза превышают российские. В такой ситуации руководство России постоянно ведёт политику уступок. Подписание Стратегии межрегионального сотрудничества до 2018 года показывает насколько прогибается Россия. По этому соглашению на территории России будет вестись совместная разработка ресурсов, а перерабатываться они будут в Китае. В случае продолжения политики уступок Сибирь и Дальний Восток полностью отойдут под сферу влияния Китая, усилятся миграционные потоки.

Третье. России для развития необходимо инновационное сотрудничество, а Китай не обладает новейшими технологиями. Создание современного производства на территории России невозможно без сотрудничества со странами, обладающими наиболее передовыми технологиями. Очевидно, что Китай, не подпадает под эту категорию и ведёт лишь политику копирования западных аналогов при производстве.

Четвёртое. Приоритеты торговли Китая. Россия занимает далеко не первое место. Владимир Путин в газете “Жэньминь жибао” написал: “в 2011 г. объём взаимной экспортно-импортной торговли РФ и КНР дорос до 83,5 млрд. долларов”. Однако, если рассмотреть общий объём внешней торговли Китая, (3,6 триллионов долларов), то доля Россия занимает в ней всего 2,5%. В целях решения этих проблем необходимо определить границы финансовой и экономической деятельности Китая в сфере российских интересов. Привлечение ресурсов (людских, финансовых, технических и пр.) со стороны Китая должно осуществляться только в рамках конкретных проектов, выгодных России. Россия также должна оговорить систему мер, которые могут быть предприняты в случае, если активность Китая будет выходить за рамки оговорённых ограничений.

Союз с США?

Объективно оценивая сложившуюся ситуацию на Евразийском континенте, можно констатировать, что Россия оказалась между двух гигантов, каждый из которых заинтересован во временном союзе для усиления собственных позиций. В связи с таким выбором среди некоторых аналитиков ходит идея союза с США против Китая. Но каковы его перспективы? Рассмотрим по подробней.

На пути Китая к мировому господству стоят три державы – это США, Россия и Индия. Постоянно возрастающие цифры военного бюджета Поднебесной подкрепляются лозунгом “21 век станет веком триумфа”. Очевидно, что правящая элита подготавливает своих граждан к проведению более агрессивной политики в отношении потенциальных противников. Современная идеология Китая начала базироваться на внешней экспансии и рано или поздно приведёт к военному конфликту. Китайские стратеги понимают, что прямое столкновение с США приведёт к морскому противостоянию, а на море подавляющее превосходство на стороне американского флота. Если Китай окажется в условиях морской блокады, то его ресурсы быстро истощатся (70% сырьевых ресурсов для Китая доставляется по морским коммуникациям).

Вторжение в Индию окажется также малоэффективным. Население Индии, как и население Китая уже давно перешагнуло за миллиард жителей, и подобный конфликт превратится в затяжную и хаотичную мясорубку. По мнению некоторых аналитиков, единственным реализуемым военным проектом для Китая останется захват Дальнего Востока и Сибири. На оккупацию территории от Приморья до Забайкалья армии КНР потребуется около месяца, учитывая крайнюю слабость российских войск на этой территории. В случае захвата Дальнего Востока и Сибири Китай сможет добывать необходимые ресурсы и успешно справится с морской блокадой. В контексте этого сценария делается вывод, что России угрожает военное вторжение со стороны Китая и своими силами справиться с ним невозможно. Поэтому России необходимо заключить союз с США и вместе противодействовать китайской угрозе. Но в таком союзе России отводится роль жертвы.

Эксперт Евгений Морозов считает, что “роль, отводимая Штатами для России на Востоке, ясно видна из разрекламированных планов включения России в систему коллективной безопасности от Владивостока до Сиэтла. Нашей задачей в этой системе будет создание мощной сухопутной группировки на северных границах Китая с тем, чтобы сорвать китайское наступление на Тихом океане. На практике это будет означать противостояние 40-50 российских дивизий на фронте в 7500 км двумстам (минимум!) китайским общевойсковым дивизиям при сравнимости ВВС и ВМФ сторон. Поэтому следует подумать, стоит ли России приковывать себя к колеснице наиболее вероятного кандидата на поражение в Третьей мировой войне”.

Наш ответ – Большой Евразийский союз

Оценив все возможные сценарии, можно сделать определённый вывод. Для России на современном этапе развития неосмотрительно дружить ни с США против Китая, ни с Китаем против США. Каждая из этих стран будет максимально эффективно стараться решать свои проблемы за счёт России. Что же тогда делать в таких условиях? Ответ прост. Необходимо проводить временную политику балансирования и дистанцироваться от открытых конфликтов. В таких условиях очень важно не обозначать врагов, а использовать всех геополитических игроков в своих интересах.

Но это лишь временная мера. Долго балансировать не получится. И Китай, и США имеют свои виды на Россию. В таких условиях уже сейчас нужно играть на усиление собственных позиций в военной и экономической сферах.

Для того, чтобы выжить между двух гигантов необходимо становиться одним из них. И для этого российскому руководству необходимо рассмотреть следующий сценарий. Исторически Россия сформировалась в условиях воздействия на неё двух центров концептуального управления – Западного и Восточного. Именно борьба между двумя концепциями породила неустойчивость российской политической системы. Скептики отмечают, что уникальное влияние Запада и Востока на Россию разделило страну на два лагеря. Каждый из них по очерёдности берёт бразды управления на себя. В связи с этим вектор развития России постоянно меняется. И в таких условиях ни одна из двух концепций не может достичь стадии устойчивости и обеспечить процветание России (Евразии).

Однако такое уникальное влияние Запада и Востока возлагает на Россию определённую миссию. Только Россия на фоне грядущего открытого столкновения Запада и Востока способна уберечь мир от Третьей мировой войны (“Золотой миллиард” для поддержания существующего общества потребления будет вынужден захватывать новые ресурсы). У России есть богатый исторический опыт синтеза Западной и Восточной концепций мироустройства. Опираясь на него, Россия может стать связующим звеном в гармонизации западного и восточного мира. Для этого необходимо создать крепкий союз всей Евразии (Большой Евразийский союз). Само пространство диктует необходимость создания такого союза. Россия, Китай, Индия, Исламский мир и Германия всеми силами пытаются избавиться от разрушающего влияния США, которое приносит хаос в Евразию.

В условиях финансового кризиса Европейский союз начинает разрушаться. И с его полным развалом Германия попытается воссоздать сильное национальное государство, свободное от американского влияния. Исламский мир превращается в сырьевую марионетку США. Граждане исламских стран постоянно находятся в тяжёлых условиях непрекращающихся конфликтов. Китай и Индия испытывают давление со стороны морского и экономического контроля США. Всем этим странам необходима помощь сильной России. В современных условиях глобализации нужно создавать союзы не против кого-то, а искать пути гармонизации, т.к. любой конфликт может привести к мировой войне с катастрофическими последствиями.

В своей предвыборной статье Владимир Путин написал о необходимости создания Евразийского союза от Лиссабона до Владивостока. Однако китайское руководство восприняло такое высказывание как угрозу, направленную против Китая. Отдельный союз России и Европы не принесёт стабильность в Евразию, а, скорее всего, вызовет очередное противостояние по линии Восток-Запад. В современных геополитических условиях необходимо создавать союз не от Лиссабона до Владивостока, а от Лиссабона до Шанхая. И именно в период с 2013 по 2015 г. России необходимо мобилизовать все возможные ресурсы и сделать уверенный шаг к созданию Евразийского союза. Только такой союз способен стать надёжным фактором мира и процветания, как на территории Евразии, так и на всей планете.

Алексей Тома, независимый эксперт, Минск
ИА REGNUM

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...