|

Политическое единство тюркоязычных государств откладывается, но не навсегда

Саммит глав тюркоязычных государств, который должен был пройти еще в прошлом году в Баку, откладывался уже несколько раз. Есть все основания предполагать, что всему виной события на Кавказе.

На фоне неопределенности последних месяцев, связанных с возможным будущим турецко-армянских отношений, проведение саммита глав тюркоязычных стран могло бы показаться не вполне уместным. В качестве наиболее актуальных, в повестке дня региональной политики, выдвигаются сегодня совершенно иные вопросы, что, конечно, не означает отказа от идеи тюркской интеграции в обозримом будущем.

Образно говоря, последние события оказались способными лишь задуть костер тюркского единства, но не потушить его окончательно. Этот костер тлеет и готов вспыхнуть новыми яркими красками молодого пламени в любой подходящий момент.

В прежние годы были запущены проекты, хоть и обращенные в далекое будущее, но имеющие все основания развиваться и набирать соответствующие темпы. Имеются в виду идея единого общетюркского языка и алфавита, проект подготовки единой тюркской истории, с последующим ее изданием и распространением во всех тюркоязычных государствах, проект единого информационного пространства и прочие.

Вообще, культурно-идеологическая составляющая традиционно играет роль цементирующей основы тюркской интеграции. Неслучайно основными носителями идей тюркизма (или привычного для многих, главным образом, в России – пантюркизма) всегда являлись яркие представители творческой интеллигенции, люди культуры, науки, искусства. Именно они вдохновляли политиков и общественных деятелей на действия по практическому объединению тюркских народов. Так, наиболее видным выразителем идей тюркизма являлся турецкий философ и поэт Зия Гекальп, живший в начале прошлого столетия. Его стихотворение ‘Туран’, написанное в 1911 г., стало, по словам американского резидента на Ближнем Востоке Ч.Хостлера, ‘первым воззванием за тюркское единство в поэтической форме’, и через это очень широко известным. Последние строфы этого ‘воззвания’ гласят: ‘Родиной тюрков является не Турция, не Туркестан, их родина-это широкая и вечная страна-Туран’.

Рост национально-освободительного движения в тюркоговорящих провинциях Российской Империи в начале XX века способствовал широкому распространению идей тюркизма и туранизма на огромном пространстве от Сибири до Черного моря. Однако, последующие события, революция в России и отказ Ататюрка от идей тюркского политического единства, (ему, в частности, принадлежит высказывание: ‘Туранизм – это вредная концепция’) показали, что для идей тюркского единения наступают трудные времена. В Советском Союзе любых носителей этих идей ждали жестокие репрессии, а национализм основателя турецкой республики по образному выражению немецкого исследователя Лотара Крекера, ‘заканчивался на границах Турции’.

С распадом Советского Союза возникла новая политическая ситуация, которая стала причиной настоящего ренессанса идей тюркизма. Романтика первых лет независимости, повышенные ожидания обществ бывших советских республик от грядущего независимого существования послужили благодатной почвой для реабилитации идей тюркского единства, придания им нового звучания.

Для переживающих системный кризис постсоветских государств родственная Турция, экономика которой получила второе дыхание в результате реформ Тургута Озала, стала представлять собой настоящий идеал для подражания. Турецкие радикальные политики, всегда лелеявшие мысль видеть свою страну в качестве лидера тюркского мира, обрели большой простор для деятельности. В Турции было создано даже специальное министерство, отвечающее за связи с тюркоязычными странами, что могло означать только одно – определение тюркского направления в качестве одного из приоритетных.

В1993 году по предложению небезызвестного лидера ‘серых волков’ Алпарслана Тюркеша (в эмблеме съезда – символ серого волка), за деньги спонсоров из тюркской диаспоры Западной Европы, впервые был проведен съезд тюркских государств. Кстати именно Тюркеш стал новым идеологом политического тюркизма.

Наиболее полно его взгляды на национализм, тюркизм и другие проблемы были изложены в его книге ‘9 лучей’. Она была впервые издана в конце 60-х годов, затем много раз переиздавалась. Ее последнее издание 1993 года включает в свои 570 страниц основные статьи и выступления, сделанные А.Тюркешем в предшествующие 60-80-е годы. В этой книге фактически изложено национальное мировоззрение А.Тюркеша в виде доктрины ‘9-ти основополагающих принципов’ или ‘9-ти лучей’.

Это следующие принципы:

1. Национализм.

2. Идеализм.

3. Нравственность.

4. Научность.

5. Солидаризм.

6. Политика по отношению к деревне.

7. Развитие свободы и личности.

8. Прогресс и народность.

9. Индустриализация и технизация.

Главной заслугой А.Тюркеша является то, что он внедрил идеи тюркизма и турецкого национализма в политическую практику. Этими же идеями руководствуется созданная им Партия национального действия, которая в свое время оказала огромное влияние на политическую ситуацию в Турции.

Сам А.Тюркеш объяснял переход к практической политике тем, что тюркизм, распространяемый в рамках духовно-культурной деятельности, официальные власти всегда держали под неусыпным контролем, и как только эта деятельность выходила за рамки их контроля, они наносили удар по тюркизму. В таких условиях, считал А.Тюркеш, националисты были вынуждены избрать путь завоевания политической власти.

Основная идея книги ‘9 лучей’, по мнению самого автора, заключается в следующем: ‘Мы создали современную национальную доктрину, которая направлена против коммунизма и которая будет способствовать развитию и подъему Турции. Мы назвали эту доктрину ‘Девятью лучами’. Мы – не за капитализм и не за коммунизм, мы выбрали 3-й путь, то есть выдвинули социально-экономическую доктрину, которая опирается на духовные основы ислама и тюркского национализма и одновременно олицетворяет прогресс современной научной мысли’

Дальнейшее распространение идей Тюркеша в бывших советских республиках, вместе с тем было неодобрительно встречено политическими элитами этих стран. Местные националистические партии, поддерживаемые партией Тюркеша, ставили своей целью смещение существующих режимов, что вновь поставило идеи политического тюркизма на грань легитимности, что в свою очередь рикошетом отразилось на планах Турции стать лидером среди тюркских государств.

В качестве идеологических противовесов стали выступать локализированные в национальных границах доктрины, опирающиеся на фактор местной самобытности (азербайджанская, казахская, узбекская и пр. нации).

Да и в сама Турция, испытывавшая в последние годы прошлого и в самом начале нынешнего десятилетия экономические сложности и внутриполитические проблемы, оказалась в стороне от реальных процессов в регионе и постепенно утратила возможности влияния на процессы тюркской интеграции.

Ситуация стала меняться лишь несколько лет назад.

Небывалый экономический рост в постсоветских странах, усиление фактора энергетической безопасности в качестве одного из базовых элементов международной политики заметно укрепили положение стран региона на всем евразийском пространстве. Кроме того, укрепилась их роль в качестве своеобразной буферной зоны, отделяющей нестабильный Средний Восток от благополучной Европы. В этой ситуации действия политических элит региона на международной арене стали более самостоятельными и уверенными. Теперь уже участие в интеграционных группировках для них больше не сопряжено с тем риском утраты внешнеполитической самостоятельности, который сохранялся на протяжении прошедших лет. Более того, теперь уже эти страны, в частности наиболее значительный политический игрок – Казахстан может позволить себе выступить с инициативой создания такой группировки.

Так, еще на 8-ом саммите глав тюркоязычных стран – Казахстана, Турции, Азербайджана и Кыргызстана – в ноябре 2006 года в Анталье президент Нурсултан Назарбаев впервые озвучил предложение о создании Межпарламентской Ассамблеи тюркоязычных государств. По его мнению, новая структура должна стать еще одним действенным механизмом ‘развития взаимовыгодного сотрудничества’. Ассамблею, как отметил Н.Назарбаев, должен дополнить Совет аксакалов тюркоязычных народов, в состав которого должны войти ‘авторитетные в тюркском мире люди, видные политические и общественные деятели, а также деятели культуры’.

В феврале 2008 года на состоявшейся в Анталье встрече заместителей председателей парламентов четырех тюркоязычных государств (Турции, Казахстана, Азербайджана, Киргизии) протокол о намерениях в поддержку инициативы казахстанского президента был подписан.

Многие ожидали, что эта тема, как и тема создания политического союза тюркоязычных государств, озвученная премьер-министром Турции Реджебом Тайибом Эрдоганом, продолжит свое развитие на очередном саммите глав тюркоязычных государств. Однако, по всей видимости, этим ожиданиям будет суждено сбыться еще не очень скоро.

Ильгар Велизаде, kreml.org

Метки: , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...