Пантюркистский проект (Туран)
Название:
Пантюркизм, пантуранизм, Туран, тюркская интеграция
Общее наполнение проекта:
культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности.
Страны-инициаторы:
Турция, Казахстан, частично Азербайджан
Флаг/логотип:
Тюркоязычные государства приняли единый флаг 22 августа 2012 года. Для единого флага взяты символы всех 4 суверенных тюркских государств: солнце из флага Киргизии, звезда – Азербайджана, полумесяц – Турции, цвет – Казахстана. Он является вторым обязательным флагом после национальных.
“Вместе мы сможем добиться больших успехов. Новый флаг будет наподобие флага Евросоюза, который будет обязателен во всех тюркоязычных стран наряду с национальными”, – заявил на пресс-конференции в Бишкеке министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу.
Карта:
Государства и автономные образования, где язык, принадлежащий к группе тюркских языков, имеет официальный статус.
Справочная информация:
Идеология пантюркизма имеет более чем вековую историю и тесно связано с понятием «Туран», которое возникло как антипод «Ирана» — страны, где господствует персидская культура. Огромное пространство «Турана» к северу от Ирана, и от Кавказа до Саян, рассматривалось как прародина «туранских» народностей, к которым причислялись все этносы урало-алтайской языковой семьи. При этом тюркский мир мыслился как ось этого обширного «Турана» — соответственно, пантюркизм выступал как концентрированное выражение более широкого и более расплывчатого пантуранизма”.
Пантюркизм своими корнями вряд ли восходит к газете «Переводчик-Терджиман», которую в 1883 году начал публиковать общетюркский российский общественный деятель, просветитель и публицист Измайл бек Гаспринский (Исмаил Гаспралы). Он не первый, кто выдвинул и пытался развивать идею консолидации и просвещения всех тюркских и славянских народов России, издавая газету на русском и тюркском языках до 1905 года. Газета была закрыта большевиками в 1918 году. Эта идея нашла отклик среди крымской, волжско-уральской, среднеазиатской и азербайджанской тюркской и русской интеллигенции и духовенства. Гаспринский также предпринял первые шаги в сторону унификации всех тюркских языков путем очищения упрощённой формы тогдашнего турецкого языка от персидских и арабских заимствований. По его замыслу, этот язык должен был стать единым языком всех тюркских народов мира. Идеи этого проекта Гаспринского легли в основу современного турецкого языка, сменившего османский язык при Кемале Ататюрке.
Следующим шагом на пути консолидации тюркских народов было издание в 1902 году журнала «Тюрк» в Каире. На страницах журнала обосновывалась идея пантюркизма как альтернативы исламизации.
Самым первым научно-теоретическим обоснованием пантюркизма считается статья татарина из Казани Юсуфа Акчуры (Юсуфа Акчурина) «Och Tarzi Seyaset» (Три вида политики), которая была опубликована в 1904 г. Четыре года спустя, в 1908 г вышла в свет статья азербайджанца Али Гусейнзаде «Turkuleshmek, Islamlashmak, Zamanlashmak» (Тюркизация, Исламизация, Модернизация) в которой эти идеи нашли дальнейшее развитие.
В 1911 Юсуф Акчура основал в Стамбуле газету-листовку Турк Орду («Турецкая Родина»). В то же самое время, видные турецкие авторы, такие как Зия Гёк-альп и Халиде Эдиб Адывар, стали авторами романа «Ени Туран» (1912; «Новый Туран»), где в героической форме прославлялось прошлое и будущее тюркской расы. Символом тюркской расы стала волчица (Bozkurt), обозначенная как мать нации, и перед которой поклонялись тюрки перед принятием Ислама.
Как идеология пантюркизм окончательно сформировался к концу XIX века, и должен в связи с этим рассматриваться как аналог панславизма или пангерманизма. Пантюркизм стал одним из элементов идеологии младотурков, вследствие чего османское правительство оказывало помощь различным националистическим движениям в Средней Азии в период гражданской войны 1918—1921 в России. В 1923 г. турецкий журналист Зия Гёк-альп издал книгу «Основные принципы тюркизма», которая стала последним и довольно весомым вкладом в идеологию пантюркизма. После так называемой «кемалистской революции» идеи пантюркизма были на долгое время забыты официальной идеологией Турции, так как Мустафа Кемаль Ататюрк взял курс на перестройку страны в «западном» стиле.
После Октябрьской революции в 1917 году попытки достижения тюрками единства жестоко подавлялись коммунистами. Более того, делалось всё возможное, чтобы разделить и ослабить тюркские народы.
Некоторое возрождение идей пантюркизма произошло после смерти Ататюрка в 1938. После вступления Турции в НАТО эти идеи вновь обрели актуальность как средство идеологической борьбы против СССР, с целью оторвать от него республики Средней Азии и Азербайджан.
Распад СССР в 1991 году создал условия для восстановления пантюркского движения. Турция более не была единственным тюркским государством, появились независимые государства Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан. В том же году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов —- событие, ставшей важной вехой в истории пантюркизма, потому что это отмечает начало организованной фазы движения. С учреждением Ассамблеи тюркских народов возникла первая пантюркская организация. Теперь АТН регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств, и состав ее членов представляет большинство тюркских наций и этнических групп в мире.
Осенью 2006 года в Анталье состоялись 10-й по счету Международный тюркский курултай, в работе которого приняли участие около 600 делегатов — общественных и государственных деятелей из различных стран, и 8-й саммит тюркоязычных государств.
В совместной декларации содержались такие постановления, как «призыв к выработке общей политики тюркских государств в отношении ситуации в Афганистане, Ираке, Палестине и Ливане (которая оценивается как складывающаяся негативно), в урегулировании кипрской и карабахской проблем.
Кроме того, страны — участники саммита обязались взаимно поддерживать друг друга в достижении ими таких внешнеполитических целей, как председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, вступление Турции в ЕС, избрание Турции, Казахстана и Киргизии в непостоянные члены Совета Безопасности ООН». В ходе саммита президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил «проблема одного тюркского государства должна быть проблемой и для другого тюркского государства».
Дело создания Тюркского содружества государств, к которому Турция прилагает усилия уже много лет, начинает сдвигаться с мертвой точки. По инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, заявлено о создании одного органа Содружества — Совета старейшин.
Пантюркизм встречает враждебность всех стран, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских меньшинств и они будут рассматривать всякое движение к единению тюрков как угрозу их территориальной целостности. Большинство западных стран также испытывают тревогу из-за исторических предрассудков против тюрков. Учитывая эти предрассудки и враждебность, пантюркизм может развиваться лишь в постепенной манере.
В связи с историческими предрассудками и враждебностью к тюркским нациям на первом этапе прилагаются усилия к укреплению главным образом культурных, социальных и экономических связей между тюрками. Политические цели могут быть отложены до следующего этапа движения, когда экономическое и культурное взаимодействие уже будет достигнуто. На втором этапе приоритетной целью должна стать политическая консолидация, но эта консолидация должна ограничиваться только шестью независимыми тюркскими странами.
Актуальность проекта:
Независимые тюркские страны получают значительные выгоды от пантюркистского проекта. Турция, Азербайджан и Казахстан прямо заинтересованы в развитии идеи и прилагают усилия для создания новых организаций, форумов и объединений (Высокий)
Основания для реализации:
Тюркское этнолингвистическое единство, совпадающее с перспективным торговым путем из Азии в Европу.
Ну наконец-то. Давно мечтал о таком государстве.
иншАлла, лед тронулся в нужном направлении…
Казахи и турки – надежды Турана
Да иншАлла.Все соберутся и будем Великий Туран
Наконец-то осуществляться идеи Кемаля и Шокая, Алла жаса. Горд за тюрков.