|

Панславянский проект

Название:

Панславянский проект, панславизм, славянский союз

Общее наполнение проекта:

Идея, популярная в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения.

Страны-инициаторы:

Россия, Сербия, Румыния, Украина, Белоруссия

Флаг/логотип:

Панславянский флаг, принятый на Панславянском конгрессе в Праге в 1848 г.

Карта:

Справочная информация:

Ещё в XVII веке хорватский мыслитель Юрий Крижанич выступал за единство славянских народов во главе с Русским Царством и пытался создать для славянских народов единый славянский язык.

Термин «панславизм» впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Политические взгляды большинства славянских народов, славянское национальное возрождение — факторы, которые привели к появлению среди западных и южных славян (Йозеф Добровский (чех), Павел Шафарик, Ян Коллар (словаки), Людевит Гай (хорват), Вук Караджич (серб) и другие) идей славянского единства и культурной общности.

Успехи Российской империи в войнах против Турции и наполеоновских войнах послужили причиной тому, что некоторые из славянских деятелей сформировали идеи о политическом и языковом объединении славян под властью России, считая, что это поможет славянским народам в борьбе против иноземной власти (Йозеф Добровский, Йозеф Юнгман, Людевит Гай и другие). Некоторые из них позже поменяли свои взгляды (Людевит Гай, Людевит Штур, Карел Гавличек-Боровский и другие). Некоторые сторонники панславизма, главным представителем которых был чех Франтишек Палацкий, выступали за сохранение Австрийской империи и за превращение её в федерацию славян, австрийцев и венгров.

В 1848 году в Праге состоялся первый международный славянский съезд. На съезде столкнулись две упомянутые выше концепции. В результате был найден компромисс. Съезд принял манифест к народам Европы.

После превращения Австрийской империи в Австро-Венгрию (1867) Ф. Палацкий пересмотрел свою концепцию и принял участие в организованном российскими панславистами Славянском съезде 1867 года в Москве. Среди поляков, которые находились под сильным влиянием романтического патриотизма и идей о восстановлении великой Польши, идеи панславизма породили два течения: пророссийское (Станистав Сташиц, Август Цешковский) и антироссийское (Адам Мицкевич, Анджей Товянский, Казимир Бродзинский), которые считали, что главную роль в объединении славян должна играть Польша.

В самой России в конце 1830-х годов в работах Михаила Погодина были выдвинуты тезисы об утверждении особости славянского мира и присущих славянским народам высших духовных ценностей и истинной веры — православия. В славянофильской идеологии важное место занимал тезис о главенствующей роли России среди славян, об её объединительной миссии. Проекты политического объединения славян под эгидой Российской империи разрабатывались ещё в XVIII—XIX веках Андреем Самборским, Василием Малиновским и другими. Славянофилы были сторонниками освобождения славян от османского и австрийского владычества и создания славянской федерации.

Российские славянофилы в 1840—1850-х годах — Константин Аксаков, Алексей Хомяков, Иван Киреевский и другие — выступили с идеей противопоставления славянского православного мира с Россией во главе «больной», безверной Европе. Противники славянофилов — западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен) — не признавали особой роли России среди славянских народов. Поражение в Крымской войне 1853—1856 годов, Польское освободительное восстание 1863—1864 годов вызвали активизацию российских панславистов, которое вылилось в проведении Славянского съезда 1867 года в Москве и деятельности славянских комитетов.

Панславянские идеи занимали важное место в теоретических изысканиях Ивана Аксакова, Николая Данилевского, научных разработках учёного-слависта Владимира Ламанского. Наибольший политический вес панславизм имел в 70-х годах, особенно в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов, когда дело дошло до реальных внешнеполитических действий. Ряд представителей государственных вооружённых сил России — князь Владимир Черкасский, генералы Михаил Черняев, Михаил Скобелев, Ростислав Фадеев — были сторонниками панславизма.

В конце XIX века идеи панславизма значительно потеряли свою популярность. Так, украинский историк и политический деятель Михаил Грушевский даже открыто выступил против подобных идей, считая их опасными для существования украинской нации. Панславизм возродился перед Первой мировой войной в форме неославизма или неопанславизма. Российские неослависты (главный деятель — граф В. Бобринский вместе с деятелями других славянских стран (чех К. Крамарж, словенец И. Грабар и др.) провели славянский конгресс в Праге (1906 г.) и Софии (1910), чтобы достичь межславянского сближения перед возможной немецкой угрозой.

С началом Великой Отечественной войны 1941—1945 годов была восстановлена старая российская политика по славянам. 10 августа 1941 год начался Всеславянский радиомитинг, а 5 октября 1941 в Москве был создан Всеславянский комитет. Аналогичные славянские комитеты возникли в США, Англии, Канаде. После первого Всеславянского съезда в Москве в 1946 году прошёл славянский конгресс в Белграде, куда съехались делегаты со всех славянских стран. После обострения отношений между Югославией и СССР все славянские комитеты прекратили свою деятельность. Идею всеславянского единства развивал польский неоязычник Ян Стахнюк.

Существует мнение, что нынешняя политическая ситуация в славянском мире характеризуется не только полным упадком некогда популярного панславизма, но зачастую враждебной политикой славянских стран по отношению друг к другу. Такая точка зрения базируется на официальной политике ряда славянских государств, ориентированной на вхождение в НАТО, ЕС, ВТО и другие военно-политические и экономические блоки. Такой политический курс устраивает далеко не всех, и некоторые считают, что НАТО и ЕС всё активнее противостоят славянскому миру. Именно это способствует возрождению панславизма практически во всех славянских странах.

Актуальность проекта:

Славянские партии существуют в разных странах, однако реального влияния на политику своих стран они не оказывают, поскольку почти не представлены в законодательных органах власти на каких-либо уровнях. Более влиятельным является Славянский парламентский союз, созданный в соответствии с решением VII Всеславянского съезда, состоявшегося в Праге в июне 1998 года. Тогда же в зале заседаний Палаты депутатов Парламента Чешской Республики состоялось его первое заседание (второе заседание СПС прошло в марте 1999 года в Белграде в зале Союзной Скупщины Югославии, третье — в апреле 2001 года в Москве в Государственной Думе Российской Федерации (средняя)

Основания для реализации:

Объединение на основе этнической, культурной и языковой общности.

Схожесть славянских языков неоднократно наталкивала многих на создание панславянских зонально сконструированных языков, то есть искусственных языков, на которых могли бы общаться все славяне. В век интернета количество искусственно созданных панславянских языков превысило количество обычных славянских языков, однако число носителей каждого языка невелико (чаще всего носителем этих языков является только их создатель). Самые известные из панславянских зонально сконструированных языков, созданных в последнее время — это Словио и Словянски.

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

3 комментария КОММЕНТАРИИ:

  1. Румыния не могла быть инициатором панславянского проекта как указано в тексте, т.к. это не славянская страна

  2. Всеволод

    Попавшие в зависимость от незначительного, но очень воинственного народа русов, которых было 5 % от общей численности населения – это, кроме северцев (46%), угро-финны – 22 % от общей численности, 5 % балтов и 12 % словенцев (македонцев) – все они и стали зваться русскими людьми. Русы были огромными, красноволосыми и красномордыми, умели выращивать на деревьях челны, освоили все речные пути и регулярно приобретали у алан мечи. Имея господство на реках, русы получили и господство над всей равниной. Но их бы вскоре всех перебили, если бы они не нашли себе хитрых помощников в лице православных македонцев.
    Православные македонские монахи звали жителей Северской Земли славянами – от «славий», что означает для македонцев «соловей», стало быть, если по-северски – то «салавьянами». Себя они звали словенцами – от «слово». Позже их стали звать славянами, а первоначальные славяне – салавьяня – больше нигде не упоминались. Но салавьяня и «славяне», бывшие словенцы – это разные, даже не близкие, народы! Таким образом, произошло внедрение путём подмены – ну чем не кукушка!

Leave a Reply to ен

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.

Система Orphus



Яндекс цитирования



Яндекс.Метрика







Рейтинг@Mail.ru

Лицензия Creative Commons



Центр Льва Гумилева: современное евразийство



Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...