|

Перспективы CELAC и политика США в Латинской Америке

в 2011 году в столице Венесуэлы Каракасе представители 33 стран Латинской Америки и Карибского бассейна провозгласили создание крупнейшего регионального объединения Западного полушария, в состав которого, однако, не войдут Соединенные Штаты и Канада. Это — Сообщество Латиноамериканских и Карибских Государств (СЕЛАК), о чем было официально объявлено в Каракасе.

Сегодня в Мехико стоит памятник в честь шестерых подростков-кадетов, которые в битве за замок Чапультепек сбросились с дворцовых стен, не желая сдаваться американским захватчикам. Это — красноречивое напоминание мексиканцам о перманентной опасности соседства с Соединенными Штатами.

 

«Бедная Мексика! Так далеко от Бога, и так близко к Соединенным Штатам!». Эта сакраментальная фраза мексиканского президента Порфирио Диаса (1830 – 1915) свидетельствует о тех непростых отношениях, которые царили между слабыми и разрозненными южноамериканскими государствами, с одной стороны, и их мощным северным соседом, с другой.

«В XIX веке американский президент Джефферсон заявил, что Соединенным Штатам предначертано в будущем проглотить одну за другой все старые испанские колонии. Это было сказано, когда США только родились. Да, это в их природе. Но будем надеяться, что когда-нибудь они изменятся». А эти слова принадлежат президенту Венесуэлы Уго Чавесу. Он произнес их на открытии в Каракасе 2 декабря 2011 года первого саммита глав государств и правительств Латинской Америки и Карибского бассейна.

В саммите приняли участие представители 33 стран. Участники провозгласили создание крупнейшего регионального объединения Западного полушария, в состав которого, однако, не войдут Соединенные Штаты и Канада. Таким образом, два крупнейших политических игрока американского континента — Вашингтон и Оттава — оставлены не удел. Налицо очередная попытка южноамериканцев избавиться от англосаксонского контроля.

Наслаждаться полной независимостью Южная Америка пыталась не единожды, однако всякий раз несла за это наказания. Сначала свою власть над континентом осуществляли испанцы, которым помогали французы и англичане, как это было во время Франко-мексиканской войны 1861 – 1867 годов. Затем испанская пята окончательно сменилась пятой американской, когда США, по итогам испано-американской войны 1898 года, окончательно заняли место непререкаемого диктатора в масштабах всего региона.

До этого Вашингтон, пользуясь слабостью Мексики, развязал американо-мексиканскую войну 1846 – 1848 годов. Тогда Техас, будучи еще в составе Мексики, объявил о собственном суверенитете. Мексиканское правительство сепаратистские настроения техасцев никак не устраивали, поэтому Мехико наотрез отказывался признавать их независимость. В дело вступили Соединенные Штаты, которые аннексировали бывшую мексиканскую территорию. Несмотря на то, что Мехико согласился на признание суверенитета Техаса и требовал его существования как независимого от Мексики и США государства, Вашингтон все же проглотил мятежную провинцию, успешно ее «переварив».

Желание тогдашних мексиканцев получить «защитный кордон» между собой и американцами, пусть даже ценой независимости Техаса, понятно. Но геополитические императивы североамериканской политики диктовали свои условия, и Белый Дом, «скушав» Техас, вышел на линию соприкосновения с Мексикой. Это сыграло роковую для Мексики роль. Хищный англосаксонский империализм не остановился на достигнутом, и в ходе последующей войны Мексика лишилась в пользу США Калифорнии, Нью-Мексико, Аризоны, Невады и Юты. Так, Мексика в одночасье была навсегда лишена почти половины территорий (1,3 млн. кв. км.), скукожившись до своих нынешних размеров. Сегодня в Мехико стоит памятник в честь шестерых подростков-кадетов, которые в битве за замок Чапультепек сбросились с дворцовых стен, не желая сдаваться американским захватчикам. Это — красноречивое напоминание мексиканцам о перманентной опасности соседства с Соединенными Штатами.

О сложных в прошлом отношениях Мехико и Вашингтона знает вся Латинская Америка. И потому понимает, что ее сила — в единении. Результатом стало появление Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), о чем было официально объявлено на саммите в Каракасе. Уго Чавес особо подчеркнул, что на его глазах сбывается мечта национального героя Венесуэлы Симона Боливара, который еще в XIX веке грезил о создании сообщества государств континента.

Никто не скрывал, что СЕЛАК должен стать противовесом Организации Американских Государств (ОАГ) — проамериканской структуре, которая очень далека от идей интеграции Латинской Америки. Общий ВВП стран, входящих в СЕЛАК, оценивается экспертами в $5,2 трлн. в 2011 году. При условии сохранения политического единства этот блок может значительно усложнить для Канады и США проведение их политики в регионе. «Наш континент раньше находился в состоянии хаоса, а теперь — нет, хотя у нас до сих пор много серьезных проблем», — сказал Уго Чавес, намекая, очевидно, что немало усилий к созданию неутихающего хаоса на континенте приложили именно североамериканцы.

Проглотит ли Вашингтон молча эту «пилюлю»? Вряд ли. Привыкнув обходиться с Южной Америкой, как со слабым партнером, считая ее своим «задним двором», США непременно попытаются повернуть события вспять. По сообщениям «Корреспондент.net», «создание СЕЛАК проходило на фоне беспрецедентных мер безопасности и почти полностью парализованной общественной и деловой жизни Каракаса. Улицы города патрулировали около десяти тысяч военнослужащих и полицейских, в город был запрещен въезд грузовых автомобилей. По имевшейся информации, оппозицией было намечено проведение нескольких акций протеста в разных частях города», в том числе против саммита глав латиноамериканских и карибских государств, собиравшихся учреждать СЕЛАК.

Остается только добавить, что венесуэльская оппозиция поддерживается и оплачивается Вашингтоном. «Народные» протесты часто оказываются на поверку сговором нескольких продажных партеек, строчащих финансовые и политические отчеты Белому Дому.

Ветеран противостояния с США, кубинский комманданте Фидель Кастро уже оценил положительно рождение СЕЛАК. Будучи сам целью организованных ЦРУ покушений более 600 раз (!), сражаясь с оружием в руках с американским империализмом, Ф. Кастро выразил понимание и поддержку венесуэльцам, не желающим идти на поводу у Запада.

Менее чем через неделю после завершения саммита в Каракасе, в другой южноамериканской стране — Аргентине — состоялась церемония принятия присяги Кристиной Фернандес де Киршнер, избранной президентом Аргентины на второй четырехлетний срок подряд. Она не раз подчеркивала, что отношения с Россией являются приоритетными во внешней политике Аргентины.

Как пишет Сергей Моисеев на страницах журнала «Международная жизнь» в статье «Радуйся, Аргентина! Ты выбрала СВОЕГО президента!», «по мнению посла Аргентины в России Хуана Карлоса Креклера, новые контуры стратегического союза России и Аргентины начали складываться в 2008 году, когда Россию посетила с официальным визитом Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер. В 2010 году с ответным визитом в Аргентине побывал Президент РФ Дмитрий Медведев. Совместные усилия дипломатов, последовавшие за этими встречами, привели к подписанию Плана взаимодействия министрами иностранных дел России и Аргентины».

Тем временем российские власти уже выразили готовность развивать сотрудничество с СЕЛАК. С геополитической точки зрения, сплочение южноамериканских государств в единый союз и развитие отношений с другими полюсами силы, прежде всего, Россией, Ираном и Китаем, означает для США конец «доктрины Монро».

Напомню, «доктрина Монро», названная в честь президента США Джеймса Монро (1758—1831), гласила, что ни одна держава не имеет права проводить активную политику в обеих Америках, ибо эти континенты — зона привилегированных интересов Соединенных Штатов. По сути, это стало дипломатическим выражением лозунга «Америка для американцев». Но для каких? Конечно же, для североамериканцев. «Доктрина Монро» оправдывала вмешательство Вашингтона во внутренние дела южноамериканских стран, где он вершил свой неправедный суд, свергая неугодные режимы и возводя на престолы собственных марионеток.

«Доктрина Монро» должна быть сломана. Мы застряли с ней почти на 200 лет», — справедливо заявил Уго Чавес. Ведь эта доктрина не только лишала другие страны права быть активнее в Южной Америке, но и не позволяла самим южноамериканцам устанавливать тесные контакты с другими игроками, кроме США.

Похоже, что для Вашингтона неуклонно настают не лучшие времена. Иран отказывается гнуть перед американцами спину. Северная Корея тоже пока на коленях прощения не просит. На горизонте маячит силуэт БРИКС — нового блока Бразилия — Россия — Индия — Китай — Южная Африка, который не очень-то желает идти в фарватере американской политики. А тут еще СЕЛАК да непростые эмиграционные процессы внутри самих США.

Как пишет аргентинских философ и геополитик Альберто Буэла, «89 процентов уроженцев США латиноамериканского происхождения владеют в равной степени испанским и английским, хотя ранее этот показатель равнялся 50 процентам. К 2050 году количество латиноамериканских детей, рожденных в Соединенных Штатах, превысит количество детей, родившихся от афроамериканцев и американцев англосаксонских кровей, достигнув отметки в 30 процентов от числа всех новорожденных. Сегодня коэффициент рождаемости среди янки составляет 1,5 процента; среди негров — 2 процента, а среди латиноамериканцев — 3,5…».

Американский стратег и аналитик Сэмюэл Хантингтон в своей работе, озаглавленной «Испанская дуэль», подчеркивает: «Постоянный наплыв в США иммигрантов из Латинской Америки грозит превратить Соединенные Штаты в страну двух народов, двух культур и двух языков. В отличие от прежних поколений иммигрантов, мексиканцы и прочие латиносы не интегрируются в доминирующую американскую культуру, но образуют собственные политические и языковые анклавы — от Лос-Анжелеса до Майами — и отвергают англосаксонские протестантские ценности, на которых покоится американская государственность. Соединенные Штаты не замечают этот вызов».

Политолог из Бостонского Колледжа Петер Скерри отмечает: «В отличие от других иммигрантов мексиканцы прибывают к нам из соседней страны, которая в свое время потерпела военное поражение от Соединенных Штатов, и оседают, как правило, в той части США, которая когда-то была частью их страны. Они чувствуют себя там как дома».

Пока же Вашингтон развязал против Уго Чавеса диффамационную кампанию, надеясь его очернить, опорочить и лишить поддержки населения. Не остались незамеченными его слова о геополитических выгодах Венесуэлы: «Венесуэла — геополитический мост между Карибами, Амазонкой и Андами, обладающий исключительным геополитическим преимуществом. Венесуэла граничит на севере не с Карибским морем, как нас учили в детстве, нет. Венесуэла на севере граничит с Доминиканской Республикой, Венесуэла граничит на севере с Соединенными Штатами Америки и с ассоциативным государством Пуэрто-Рико. Венесуэла граничит на севере с Нидерландами, Венесуэла граничит через Карибы с Францией, с так называемыми заморскими территориями, и мы обладаем интересным геополитическим положением. Венесуэла имеет в своем распоряжении огромный бассейн Амазонки, 7 млн. кв. км — я имею в виду весь Бассейн — посредством которого мы сообщаемся не только с сельвой, но и с другими большими реками. Например, Ориноко с Амазонкой образуют гигантскую водную артерию, будучи главной артерией всего южноамериканского континента, и одним из величайших богатств планеты и обладающую огромными запасами воды, а также богатой флорой, фауной и ресурсами жизнеобеспечения».

Сейчас Уго Чавес борется с раком. По его словам, болезнь отступает. В то же время, он заявил, что это — заговор американцев, которые намеренно заражают раком лидеров стран Латинской Америки: «Очень сложно объяснить даже с помощью теории вероятности то, что произошло с некоторыми из нас в этом году. Это как минимум странно, очень странно. Скажите, было бы это удивительным, если бы мы узнали о том, что США разработали технологию заражения раком, которая держалась бы в секрете? Я никого не обвиняю, я просто рассуждаю о возможных причинах того, что мы все одновременно заболели раком».

Недавно президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер стала третьим латиноамериканским лидером, внезапно заболевшим раком. Виноваты ли в этом США, не известно. Зато известно, что американцами проводятся разработки генетического оружия, способного поражать людей определенного генотипа.

Владислав Гулевич, “Час Пик

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...