|

Евразийская интеграция: рука Москвы или дорога в общее будущее?

Развитие единого евразийского экономического пространства, являющееся одним из ключевых политических проектов не только России, но и Беларуси и Казахстана, постепенно начинает приобретать зримые контуры. Уже создана общая таможенная зона, с 2015 года должен в полной мере заработать Евразийский экономический союз… О том, как формируется «региональный этаж» интеграции, как строится взаимодействие на уровне национальных бизнес-сообществ, рассказал журналу «Регионы России» Вадим Мингалев, генеральный директор Евразийского союза промышленников и предпринимателей.

IMG_5821
– Вадим Юрьевич, в начале года одна из программных статей тогда еще кандидата в президенты России Владимира Путина поставила перед страной стратегическую цель – форсирование экономической и политической интеграции с нашими ближайшими соседями по СНГ. Как реализуется эта цель сегодня?

– После президентских выборов в России мы наблюдаем период активного выстраивания новой политической системы внутри страны и определения главных векторов внешней политики, когда объективно – даже по графику встреч президента и премьера – видно, что евразийское направление российской политики является одним из самым приоритетных.

Сразу после выборов главы государства 19 марта 2012 года в Москве прошло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, на котором было принято историческое решение о формировании к 2015 году полноценного Евразийского экономического союза. Однако, до определения нового хозяина Белого дома в США и смены лидера Китая, этих важнейших игроков глобальной политики, в т.ч. ее евразийского «театра», полноценно заниматься выстраиванием нашей стратегии в СНГ было невозможно. Слишком много неизвестных было бы в этом «уравнении». И не только, кстати, зависящих от дальнего зарубежья.

В Украине недавно прошли парламентские выборы, в Казахстане и Беларуси сменились ключевые персоналии в высшем политическом руководстве. После того, как ситуация с основными «фигурами» на международной «шахматной доске» стала более понятна, думаю, что создались хорошие предпосылки для активизации интеграционной политики Кремля по всем направлениям. Об этом и президент Путин, и премьер Медведев неоднократно упоминали в связи с различными мероприятиями, проходившими по линии МИД и Россотрудничества.

В структуре Администрации Президента появился «центр тяжести» для координации всех интеграционных процессов – Управление Президента Российской Федерации по социально-экономическому сотрудничеству с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазией и Республикой Южная Осетия. В Государственной Думе и Совете Федерации значительно поменялся состав людей в комитетах, определяющих нашу политику в странах бывшего СССР. Выросла численность сотрудников Евразийской экономической комиссии, являющейся постоянно действующим наднациональным органом Таможенного союза и Единого экономического пространства, коллегию которой в конце 2011 года возглавил Виктор Христенко. Надеюсь, что следующий год позволит в полной мере продвинуть работу всех этих институтов.

– В чем вы видите новые векторы и механизмы интеграционной политики?

– Здесь, как и во многом другом, новое – это хорошо забытое старое: во главу угла нужно ставить экономические интересы. Не Кремль должен «загонять» в Евразийский союз новые страны, не Минск или Астана, а социально-экономические выгоды от участия в нем, очевидные и для элит, и для наиболее активной части общества, в первую очередь, ее предпринимательского и интеллектуального класса.

Для привлечения новых союзников идеи Единого евразийского экономического пространства необходимы не только своеобразный «геополитический маркетинг», но и новая интеграционная повестка, экономический контекст движения стран навстречу друг другу. То есть, надо действовать в полном соответствии с известной ленинской формулой: первичной должна быть именно экономика.

Очевидно, что на смену политическому драйверу интеграции должен прийти экономический – пусть нацеленный и не на восстановление в полном объеме чаще всего навсегда утраченных кооперационных связей между предприятиями времен советского Госплана, а на создание новых, «заточенных» под экономические интересы настоящего и перспективы ближайшего будущего.

Причем, речь идет не столько об энергетике и связанных с ней транзитных проектах, на которых, как известно, лежит груз противоречий в отношениях России и стран-транзитеров, даже приводящий иногда к так называемым, «газовым войнам» болезненным ежегодным переговорам по цене за поставляемые углеводороды.

Нужен новый язык экономической интеграции, новая философия экономического партнерства, новые принципы комплексного развития торгово-экономических связей. В этом, думаю, нам нужно полагаться не только на «язык» универсальных норм и правил ВТО, куда уже вступила Россия, в ближайшее время вступят все наши основные торговые партнеры по странам СНГ. Нам необходимо предложить новые форматы и правила, понятные и российскому бизнесу, и деловым людям стран-партнеров. Все-таки, как ни крути, у людей, рожденных еще в СССР, своя особая ментальность, зачастую не совсем понятная людям из дальнего зарубежья…

– В чем заключается вклад регионов в реализацию интеграционных проектов?

– Всем хорошо понятно, что какими бы ни были замечательными политические идеи и подписываемые соглашения об их развитии, они требуют своего практического воплощения. И в огромном количестве случаев далеко не все зависит от активности министерств и ведомств. Предприятия и компании, расположенные в регионах, выстраивают взаимовыгодные отношения со своими партнерами в странах СНГ, правительства субъектов Российской Федерации налаживают связи с региональными администрациями территорий Беларуси, Казахстана, Украины.

К слову сказать, почти все государства постсоветского пространства сохранили советскую административно-территориальную нарезку, сменились только вывески на официальных зданиях. Сложившиеся до 1990-х годов территориально-производственные комплексы, система связывающих их транспортных артерий позволяют нам не только хорошо ориентироваться и в системе рыночной экономики, но и на ее основе поддерживать «инстинктивное» стремление разных регионов разных стран друг к другу.

Мы – исторические соседи, хорошо знаем экономику друг друга, и несмотря на суверенизацию торгово-экономических связей, по-прежнему во многом зависим от своих ближайших партнеров, так же как и они от нас. Как можно отказаться, например, от украинских портов или от ведущих в Европу белорусских дорог и до сих пор тесно увязанной друг с другом энергосети уральских регионов России и севера Казахстана?

Сегодня как никогда речь идет о том, чтобы шло активное взаимное проникновение и согласование бизнес-интересов наших стран. Многие губернаторы, акимы, председатели областных исполнительных комитетов, главы государственных администраций понимают и поддерживают, со своей стороны, это движение.

Уверен, что региональный и даже «муниципальный этаж» интеграции – это наше будущее. Если межгосударственные договоры, межведомственное взаимодействие, хорошие личные отношения между лидерами государств удастся наполнить и территориальным измерением, то это будет качественно новый этап развития интеграционных процессов в СНГ. Именно через это можно будет выйти и на более глубокую политическую интеграцию, появление общих не только экономических, но и властных институтов…

КСТАТИ

По мнению Александра Рара, научного директора Германо-Российского форума, высказанного во время недавнего заседания «Петербургского диалога», стратегия развития другого большого интеграционного проекта – Евросоюза в ближайшей исторической перспективе будет заключаться в том, чтобы, не принимая новые страны юридически, включать в том или ином виде в орбиту евроинтеграции большинство территорий географической Европы. «Турок принуждают проводить у себя реформы, а потом еще реформы и еще, водят за нос, публично заявляя о «некотором прогрессе», который, по сути, бесконечен. Евросоюз со всеми будет играть в ту же игру, в которую играет с Турцией уже 50 с лишним лет», – отметил эксперт. Рар согласился с замечанием о том, что такая позиция ЕС фактически вынуждает страны бывшего СССР, стремившиеся в ЕС, все более благосклонно относиться к идее Евразийского союза, создание которого инициировано Москвой и ее ближайшими союзниками. «Да, это так, но, с другой стороны, это сложно сделать в идеологическом плане, хотя той же Украине, скажем, экономически будет комфортнее сосуществовать с Москвой», – сказал известный немецкий политолог.

СПРАВКА

Евразийский союз промышленников и предпринимателей (ЕАСПП) – универсальный механизм объединения интересов и развития взаимовыгодного сотрудничества деловых кругов стран, входящих в различные интеграционные структуры, сложившиеся на пространстве бывшего СССР – СНГ, ОДКБ, Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Среди основных задач организации – разработка и поддержка проектов, направленных на формирование единого экономического пространства, инициирование разнообразных форматов взаимодействия национальных бизнес-сообществ, участие в выработке межгосударственной повестки, актуальной для не только для экономических элит стран СНГ, но и для среднего бизнеса, инновационных предприятий и компаний, делающих ставку на работу в пространстве единой таможенной зоны. ЕАСПП реализует преимущественно информационные и общественные проекты, направленные на формирование полноценной интеграционной среды, поддержание интенсивного диалога промышленников и предпринимателей стран – ключевых экономических игроков постсоветского пространства. Штаб-квартиры ЕАСПП расположены в Киеве, Минске и Москве. Ведется подготовка к открытию представительства ЕСПП в Астане.

Регионы России

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.

Система Orphus



Яндекс цитирования



Яндекс.Метрика







Рейтинг@Mail.ru

Лицензия Creative Commons



Центр Льва Гумилева: современное евразийство



Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...