|

Геополитика Африки. Что общего между постсоветскими странами и Черной Африкой?

В процессе деколонизации бывшие метрополии потеряли де-юре власть в Африке, но сохранили «вечные интересы» к природным ресурсам континента. Особенно после геополитического самоубийства СССР, когда закончилось противостояние двух сверхдержав в Африке, против африканских транснациональные корпорации стали применять новые технологии захвата стратегических ресурсов. По самым приблизительным оценкам из Африки в эпоху деколонизации по теневым схемам (читай, контрабандой) вывезено стратегического сырья на $800 млрд.

За годы торжества российской демократии, то есть за более сжатые сроки, чем в Африке, из страны было то же вывезено капитала и выведено через оффшоры активов на $800 млрд. Это абсолютный мировой рекорд по темпам и абсолютным величинам утраты экономической мощи государства.

В Африке были апробированы технологии пиратской или криминальной геополитики. Геополитика — наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве. По определению французского ученого Ива Лакоста (Yves Lacoste), геополитика изучает борьбу полюсов власти и соотношение сил на определенной территории. Согласно этому определению борьба может вестись не государствами, а через западные частные военные компании с опорой на местные бандитские формирования повстанцев, «борцов» за демократию.

Пиратская геополитика — захват сырьевых, материальных и людских ресурсов третьих стран «акулами» мирового бизнеса, включая транснациональные корпорации с использованием частных военных компаний, состоящих из профессиональных наемников, и применением технологий преступного мира (мафии). Наиболее эффективно используется Западом во главе с США в Африке. Составной частью пиратской геополитики является оффшорная геополитика, успешно примененная против России и постсоветских государств, где использовались криминальные финансовые схемы вывода активов.

Население Африки составляет около миллиарда человек, объединённых в многочисленные этносы. На территории Африки расположены 55 государств, 5 непризнанных государств и 5 заморских островных территорий. Темпы экономического роста стран Африки выше среднемировых, меньше, чем в Китае, но больше чем на Западе. Африка по темпам экономического роста в 2000 – 2010 гг. (в среднем 4,9 % в год) вышла на вторе место в мире после Азии. При этом ВВП континента примерно равен Бразилии, а ВВП ЮАР составляет почти четверть ВВП Африки. Одновременно в Африке сосредоточен мировой полюс бедности, более 10 млн. африканцев работает в Европе.

Африка — «Клондайк» стратегических природных и трудовых ресурсов. На долю континента приходится от 30% до 40% разведанных мировых запасов минерального сырья, в том числе 97% запасов металлов платиновой группы, 95% – хромитов, 92% – алмазов, 81% – марганцевых руд, 68% – фосфоритов, 62% – золота, 40% – бокситов и многие другие минеральные ресурсы (золота, платины, кобальта, ванадия, тантала). На континенте сосредоточены огромные запасы медных и железных руд, полиметаллов, асбеста, урана, титана, нефти и природного газа, драгоценных камней и многих других ископаемых. Если руды черных, цветных и редких металлов, а также алмазы и урановые руды добываются в Центральной и Южной Африке, то на севере материка и на побережье Гвинейского залива разведаны значительные запасы нефти и газа, а также фосфоритов, бокситов, марганцевых и железных руд осадочного происхождения.

Запад во главе США импортировал на рубеже веков почти 70% африканской нефти, а транснациональные корпорации пока лидируют в большинстве африканских стран. Особо следует отметить зависимость военно-промышленного комплекса США от импорта африканского хрома (из ЮАР и Зимбабве), кобальта (из Конго, Замбии, Марокко и Ботсваны), тантала и марганца. В Африке самые дешевые в мире трудовые ресурсы.

История. В Африке в 4-м тысячелетии до н.э. возникла цивилизация Древнего Египта. В 5 веке до н.э. выходцами из Южной Аравии было образовано Эфиопское царство, далее существовало Аксумское царство (2 – 11 в. н.э.), ставшее фундаментом христианской Эфиопии (12 – 16 вв.).

На средиземноморском побережье Африки в 12 – 2 веках до н.э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация. После разгрома Карфагена Римом была образована римская провинция Африка. В 7 веке в Северную Африку началось проникновение арабов, создавших западноафриканскую (суданскую) культуру, ставшей основой государственных образований (средневековой Ганы, империи Сонгай и др.). В Восточной Африке существовала средневековая империя Малави, на побережье Индийского океана получила развитие суахильская мусульманская культура городов-государств (Момбаса, Малинди, Занзибар и др.). Султанат Занзибар отделился от Оманской империи, объединявшей побережье от африканского Мозамбика до Арабского моря (Персидского залива).

Несмотря на богатую древнюю и средневековую историю в новое время на Африканском континенте естественный процесс консолидации местных племён в народности был нарушен работорговлей и последующим колониальным разделом Африки. Капиталистическая Западная Европа устремилась к захвату новых рынков, и в условиях острой конкуренции начался раздел Африки. Чтобы этому процессу придать благородный вид, на Берлинской конференции 1885 года по инициативе германского канцлера Бисмарка был принят Генеральный акт, обосновывающий законность колониальных захватов и сфер влияния на основе принципа эффективного освоения (оккупации). В начале 20 века южнее Сахары осталось два суверенных государства — Либерия (под патронажем США) и Эфиопия. Остальная Африка была разделена между Великобританией, Францией, Германией, Бельгией и Италией. Испания и Португалия сохранили свои старые колонии (см. карту). Искусственные границы бывших колоний часто проводились по параллелям и меридианам и не учитывали этнонациональные и этноконфессиональные особенности территорий.

Метрополии для получения сверхприбылей от эксплуатации африканский природных ресурсов вынуждены были вкладывать капитал в создание инфраструктуры. Африканские колонии рассматривались как перспективный потребительский рынок для европейских товаров. Переселенцы из Европы становились фермерами, работали специалистами на колониальных предприятиях. Европейские мигранты осваивали преимущественно плодородные земли с относительно благоприятным климатом в Южной Африке, Кении, Мозамбике и Анголе. Экваториальная Африка в бассейне Конго была непривлекательной для европейцев.

После Второй мировой войны начался процесс деколонизации, пик которой пришёлся на 1960 год. И как выявилось позже, традиционное африканское общество оказалось неготовым к демократическому устройству по западному образцу. Деколонизация сопровождалась этнонациональными, этноконфессиональными конфликтами и гражданскими войнами. К власти пришли национальные элиты с непреодолимым стремлением к казнокрадству, коррупции. В ряде стран установились диктаторские режимы. В результате некомпетентных национальных менеджеров-мародеров во многих бывших колониях произошла деградация экономики, а самостийные государства вошли в число беднейших стран мира. Доля Африки в мировой экономики снизилась, а уровень жизни понизился. Произошла деиндустриализации Тропической Африки.

Не отрицая позорные страницы колониализма, следует отметить положительную роль в первую очередь Британской империи, чье колониальное управление было преимущественно эффективным и неподкупным. Лондон вкладывал большие инвестиции в экономику африканских колоний и создания транспортной инфраструктуры.

Деколонизация сопровождалась геополитическим противостоянием двух сверхдержав. Африканские войны в Анголе и Мозамбике, между Сомали и Эфиопией и другие являлись передовыми фронтами этого противостояния. Этим пользовались и африканские национальные лидеры. Когда в одной из стран Центральной Африки к власти пришел очередной лидер, обвинённый в людоедстве, пришлось Москве «лобызаться» и с ним ради провозглашенных идеалов людоедского социализма.

Когда автор в 70-е годы принимал экзамен по географии на экономическом факультете МГУ, то на затруднительный ответ абитуриента, стоящего у экономической карты Африки, о политической ориентации стран этого континента, добавлял, что нет ничего более простого. Если нет полезных ископаемых, то эти страны-голодранцы, как правило, строят социализм. Если имеются стратегические полезные ископаемые, то страны преимущественно находятся под контролем Запада. В условиях противостояние двух сверхдержав борьба за сферы влияния в Африке шла непрерывно.

После геополитического самоубийства СССР Африка на некоторое время оказалась брошенной – прекратилась финансовая помощь не только Москвы, но и Вашингтона. В результате пали марионеточные режимы в Эфиопии, Заире и других африканских странах.

В наибольшей степени пострадала Черная Африка — страны, расположенные к югу от Сахары. Здесь образовался мировой полюс бедности и нищеты. Ежегодно сокращался валовой национальный продукт, падал уровень и качество жизни, росла коррупция, а страны не могли существовать без иностранных кредитов и гуманитарной помощи. Местные модели общественного развития оказались несостоятельными, а «судьбоносные» экономические программы возрождения имитировали деловую активность. Пришедшие во власть на волне демократии национальные политики быстро теряли авторитет и доверие. Многие «демократические» лидеры оказались не только некомпетентными, но и коррумпированными во впечатляющих масштабах.

В постколониальную эпоху в этнонациональных и этноконфессиональных конфликтах, гражданских войнах на Африканском континенте погибло около 10 млн. человек. В 90-е годы в Африке насчитывалось 7 млн. беженцев и 20 миллионы перемещённых лиц. Эпицентром конфликтов служила Черная Африка. Здесь особенно проявляется фактор этничности в клановой системе, получившей название трайбализм (от англ., «племя»). Многие конфликты вызваны экономическими проблемами (бедность, дефицит финансовых и материальных ресурсов, огромный внешний долг), последствиями изменения климата (дефицит осадков и пресной воды).

После распада СССР в мировой геополитике Африка ушла в тень, а на первое место вышла проблема «освоения» природных, материальных и людских ресурсов постсоветского пространства. Западу во главе с США потребовалось два десятилетия, чтобы с помощью оффшорной геополитики превратить Россию и другие постсоветские государства в сырьевые протектораты Запада. Благодаря продажной политической элите демократической России новая геополитическая технология «неоколониализма» позволила вывести активы большинства стратегических предприятий в оффшоры (читай, на Запад).

За это время в африканской геополитике появился новый влиятельный мировой игрок — коммунистический Китай, проявивший огромный интерес к энергетическим и другим ресурсам Черного континента. Пекин с помощью экономической экспансии (предоставления кредитов) прибрал к рукам африканские страны, преданные Москвой. Образовался китайский «красный пояс» Африки от Атлантики к Красному морю. Его основой стали богатые нефтью, медью, золотом, алмазами и другими стратегическим ресурсами Ангола, Демократическая Республика Конго и Судан. Китай стал вторым экономическим партнёром Чёрного континента после США.

В 2000 году лидер ливийской революции Муаммаром Каддафи поддержал геополитическую идею президента Ганы Кваме Нкрумы о создании единого африканского государства — Соединённых Штатов Африки. В современной Африке, где идет болезненный процесс мутации новых обществ, это не реально. Но в будущем, возможно, будут созданы предпосылки для такой интеграции. И тогда Соединённые Штаты Африки, говорящие примерно на двух тысячах языках, займут третье место в мире по населению (1 триллион) и первое по территории и природно-ресурсному потенциалу. Правда, против этой идеи выступает ЮАР, обладающая самой большой экономической мощью на континенте.

Основанная в 2002 году международная межправительственная организация Африканский Союз (правопреемник Организации африканского единства) объединяет 54 государства Африки и проводит последовательную работу в направлении африканской интеграции. Пока Африканский Союз концентрирует основное внимание на миротворческих операциях, посредничестве в урегулировании многочисленных конфликтов на континенте. Менее успешно идет создание эффективных зон свободной торговли, таможенных союзов, универсализации законодательства и отстаивания африканских экономических интересов на мировых рынках. Пока более реален арабо-средиземноморский проект интеграции.

Экономическому развитию на континенте способствует созданный в 1963 году Африканский банк развития с капиталом в $33 млрд. (2010). Несмотря на множество проектов африканских региональных группировок, большинство из них оказались нежизнеспособными. Исключением является Южноафриканский таможенный союз – один из старейших в мире. Он был основан в 1910 году и в настоящее время включает ЮАР (экономический лидер), Намибию, Ботсвану, Лесото и Свазиленд.

В геополитике Африки выделяется два Больших континентальных пространства:

преимущественно исламская Африка вокруг Сахары, включая Афроазию (Арабскую Африку) и зону Сахель,
Черная Африка, включая Южную Африку.

Информация для размышления.Тот, кто бывает в самостийных государствах Черной Африки, опущенных на мировую периферию благодаря национальным элитам, замечает много общего с процессами, происходящими на постсоветском пространстве (деиндустриализации, деморализация, дезинтеллектуализация общественной жизни). Когда смотришь телевизионные программы из стран Черной Африки, они часто напоминают программы российских прокремлевских каналов. И там и там прославление бурной деятельности местных племенных «демократических» лидеров, сменяемое песнями и плясками примитивного местного шоу-бизнеса, выполняющего важную функцию отупения электората. С Черной Африкой успешно конкурируют по основным макроэкономическим показателям, коррупции и нищете населения большинство новых независимых государств постсоветского пространства. Где правят «демократические» баи и ханы, создавшие бесящийся от жира «семейный бизнес».

Демократическая Россия предала бывших африканских союзников СССР и растранжирила свое политическое, экономическое и культурное влияние. И вместе с тем, экономика страны испытывает дефицит в ресурсах, которыми богата Африка. В России марганец, бокситы и уран — остродефицитное сырье, соответственно, для сталелитейной, алюминиевой промышлености и атомной энергетике. Сегодня о былом советском влиянии в Африке напоминает Институт Африки РАН, чудом сохранившийся в процессе бездумной «модернизации» России.

Владимир Дергачев, dergachev.ru

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...