|

50 лет после индо-китайской войны

В эти дни исполняется 50 лет со дня не очень известной, но важной для истории Азии войны, вспыхнувшей в 1962 году между Китаем и Индией. Сегодня проблемы в двусторонних отношениях остаются. Создается парадоксальная ситуация: рост экономического сотрудничества не ведет к увеличению политического доверия.

Вспыхнувший 50 лет назад военный конфликт для внешнего мира был неожиданным. Ведь ранее, отношения между двумя азиатскими гигантами были близкими. Социалистический Китай и независимая Индия были образованы почти одновременно, и сразу начали демонстрировать взаимные симпатии, основанные на общих взглядах на международную ситуацию и проблемы внутреннего развития. В 50-е годы обе страны выступали за повышение роли государств Азии и Африки в мировой политике и за доминирование государства в экономике при сохранении определенной доли частного сектора.

В то же время двусторонние отношения постоянно омрачались взаимным недоверием и пограничными проблемами. Китай подозревал Индию в симпатиях к силам, выступавшим за независимость Тибета. В Индии же были недовольны вводом китайских войск в Тибет в 1950 году, которое в Пекине назвали “мирным освобождением”.

К рубежу нового десятилетия ситуация обострилась. Все более отдалявшийся от Москвы Пекин стал активно претендовать на роль лидера “третьего мира” и видел в Индии конкурента. В 1959 году, воспользовавшись антикитайским восстанием, пекинские власти ликвидировали автономию Тибета, нарушив соглашение 1950 года о предоставлении ему особого статуса. Тибетский политический и духовный лидер Далай-лама бежал в Индию, где сформировал правительство в изгнании. Обе страны вспомнили давние пограничные споры, начали концентрировать армию на разграничительной линии. Осенью 1962 года дело дошло до вооруженного конфликта.

В ходе осенней кампании 1962 года Китай захватил более 14 тысяч квадратных километров территории, которую Индия считала своей. Однако развивать свой успех Китай не стал, во многом этому способствовала международная ситуация. Москва не поддержала Пекин (который формально оставался ее союзником), а Великобритания и США начали поставки оружия в Индию. В результате 21 ноября Пекин объявил об одностороннем прекращении огня. Китай сохранил контроль над районом Аксайчин, который контролировал и до войны и который Индия считает территорией своего штата Джамму и Кашмир, и вывел войска за линию Мак-Магона из оккупированного в ходе боевых действий спорного района Таванг (ныне часть индийского штата Аруначал-Прадеш, китайское название: “Южный Тибет”).

По сути, это единственная война, в которой Китай одержал победу. Китайская армия исторически, кроме подавления внутренних восстаний и стычек с варварскими пограничными племенами ни до, ни после 1962 года крупных побед не одержала и ничем особо не прославилась.

Вооруженные стычки случались и позднее, однако, несмотря на сохранение взаимных претензий, пограничный вопрос в отношениях Индии и Китая в настоящее время ушел на второй план. В 1993 и 1996 году Китай и Индия подписали два соглашения, по которым обязались уважать “линию фактического контроля”, служащую временной границей в спорных районах.

Сегодня проблемы в двусторонних отношениях остаются. Хотя взаимная торговля и инвестиции быстро растут, но это не ведет пока к росту политического доверия. В 2011 году двусторонний товарооборот составил 74 млрд. долл. США. Китай стал первым торговым партнером Индии. Растут китайские инвестиции в индийскую экономику. В то же время в Индии сохраняются серьезные опасения относительно как политических, так и экономических намерений соседа.

На любой научной конференции в Индии, где заходит речь о Китае, к нему сразу же предъявляется целый набор претензий, не всегда обоснованных. Это и поддержка Пакистана, и стремление стать региональным гегемоном, превратив небольших соседей, например, в Центральной Азии, в сателлитов, и поддержка маоистов в соседнем Непале, и желание контролировать стратегические отрасли индийской экономики.

Китай критикуют за подавление протестов в Тибете и искусственное создание дисбаланса во внешней торговле (индийский дефицит составляет $40 млрд.), и многое другое. Особое раздражение в Индии вызывает нежелание Пекина признать Кашмир частью Индии. В 2009 году Китай стал выдавать жителям Кашмира особые визы в упрощенным порядке. В Дели раздались голоса о необходимости в ответ вновь поднять вопрос о статусе Тибета, который Индия признала частью Китая еще в 1954 году.

Со своей стороны Китай недоволен тем, что Индия продолжает разрешать деятельность Далай-ламы, развивает ядерные вооружения, претендует на роль мощной морской державы. Но в Китае к Индии относятся менее эмоционально. Хотя у некоторых экспертов проявляются пренебрежительные нотки. Они отмечают недостаточные темпы экономического развития Индии и считают необоснованными её внешнеполитические амбиции.

Дефицит доверия между двумя азиатскими гигантами – фактор, способный серьезно дестабилизировать международную ситуацию в Азии. Россия, как и весь мир, заинтересована в нормальных и конструктивных отношениях между Китаем и Индией. Ведь обе страны – наши важные торгово-экономические и политические партнеры, в частности, по группе БРИКС и по трехстороннему формату Россия-Индия-Китай (РИК). Мы разделяем с Пекином и Дели многие подходы к мировой политической ситуации и, конечно, не хотели бы становиться в позицию выбора между ними в случае любого конфликта.

Александр Лукин, “Голос России

Метки: , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...