|

Бразилия взялась защищать свои рынки от международных игроков

Чрезвычайно быстрый темп роста курса реала на международных фондовых рынках ставит под угрозу конкурентоспособность бразильских фирм за границей. Особую остроту ситуация приобрела c импортом китайской продукции, которая вытесняет национальных производителей с рынка. Правительство Бразилии разработало план «Brasil Maior» для 19 стратегических секторов экономики страны. План включает меры по защите торговли: налоговые льготы, предоставление преференций в сфере размещения государственных заказов, льготные условия кредитования и т.д. Каковы будут плоды нового экономического курса Бразилии и их последствия для партнеров по БРИКС?

brazil0
Экономическая модель импортозамещающей индустриализации, доминировавшая в в Бразилии в 1950-1970-х годах, на начальном этапе способствовала развитию национальной промышленности. Однако долгосрочными результатами этой политики, приведшей к закрытости внутреннего рынка и отставанию в применении новых технологий, стали стагнация производства и низкая конкурентоспособность. Подобные риски продолжают нависать над страной, приоритетом для правительства которой остается поддержание высоких темпов экономического роста для дальнейшего привлечения иностранных инвестиций.

После периода относительно свободной экономики 1990-х президент Бразилии Лула да Силва (2003–2010) ввел в 2004 году новый курс развития экономики – политику индустриализации, которую условно можно разделить на три этапа:

1. С 2004-2008 гг. была запущена программа под названием «Индустриальная политика, технологии и внешняя политика» (Política Industrial, Tecnológica e de Comércio Exterior). Целью программы было повышение конкурентоспособности отдельных отраслей и услуг посредством продвижения инноваций и работы над улучшением качества экспортируемой продукции.

2. В качестве продолжения проложенного курса в 2008 г. правительство провозгласило политику развития технологии и базового производства (Política de Desenvolvimento Produtivo). Стратегией ее стало позиционирование бразильских компаний в качестве мировых лидеров в биотопливной, горнодобывающей, сталелитейной и авиационной отраслях. Контроль за достижением намеченных стратегических целей был возложен на Бразильский банк развития (BNDES), созданный в 1952 г. для содействия развитию промышленности и инфраструктуры в стране.

3. В 2011 г., вскоре после своего избрания президентом Бразилии, Дилма Руссефф продолжила политику индустриализации введением нового стратегического плана «Brasil Maior». План включает в себя набор мер, направленных на защиту внутреннего рынка от ревальвации реала и возрастающего импорта китайской продукции.

Основные защитные меры

В сентябре 2013 г., накануне саммита «Группы двадцати», Еврокомиссия опубликовала доклад по ограничительным мерам торговли за предшествующие пять лет. Как утверждается в докладе, наибольшее количество мер, ограничивающих торговлю, продолжают применять быстро развивающиеся страны, такие как Аргентина, Бразилия, Китай и Россия. В 2008-2013 гг. по всему миру было введено 688 новых торговых ограничений, а отменено уже существующих — только 107.

Согласно приведенным в докладе рейтингам, Бразилия находится на пятом месте по количеству принятых ограничительных мер: государственные закупки, меры поддержки экспорта и введение льготных ставок налогообложения при производстве на территории Бразилии. Больше всех от этих мер пострадали США (химикаты, пластмассы и каучук) и Китай (текстиль, обувь и металлы).

Более чем по ста товарным линиям таможенные тарифы были увеличены от 2% до 18%. В 2011 г. бразильское правительство на 30% повысило промышленный налог на импортные легковые машины и грузовики, которые производятся за пределами региона Меркосур. В результате Volkswagen, BMW, Audi и другие мировые автопроизводители заявили о своей заинтересованности в строительстве заводов по производству автомобилей в Бразилии.

Такой же политики правительство придерживается и в других отраслях промышленности, в том числе нефтегазовой, — это часть плана по развитию дорогостоящих отраслей и созданию новых рабочих мест. Таким образом, с помощью финансовых и политических рычагов правительство стремится заменить импорт необходимой продукции ее производством на территории Бразилии, что способствует созданию рабочих мест и обеспечивает дополнительные поступления в бюджет.

Торговля между Бразилией и Китаем

Одной из причин нарастающего протекционизма является расширение торговых отношений с Китаем, который стал лидером по прямым иностранным инвестициям и крупнейшим торговым партнером Бразилии, обогнав США и достигнув в 2012 г. торгового оборота с Бразилией в 75,5 миллиардов долларов США. В то время, как потребительский спрос остается высоким, — в 2012 г., по данным Центробанка Бразилии, его рост составил 4,1%, — экономика теряет большую долю дохода от этого спроса. Импорт китайских машин в Бразилию вырос в пять раз за 2011 г. C начала 2013 г. бразильские производители обрушились с критикой на китайскую политику демпинга на сотовые телефоны и обувь.

Несмотря на то, что торговля с КНР способствовала экономическому росту в Бразилии, многие эксперты полагают, что натиск дешевого китайского импорта ставит бразильские компании в неконкурентоспособное положение как на мировом, так и на национальном рынках. В результате протекционистские меры, очевидно, были направлены в основном на ограничение китайского импорта. При этом правительство Дилмы Руссефф, сделав своим приоритетом локализацию производства промышленных товаров, смогла нанести удар по стратегически важной отрасли для КНР — автопроизводству.

Торговые отношения Бразилии с партнерами по БРИКС

Среди критики, которой подвергается БРИКС, наиболее распространенным остается довод о несовместимости экономических интересов его участников. Стратегии экономического развития стран БРИКС, сосредоточенные на экспорте сырья, скорее вынуждают участников объединения вступать в прямую конкуренцию, нежели взаимодополнять друг друга. Действительно, данные по торговле показывают, что за исключением Китая, который создал тесные экономические отношения со всеми странами БРИКС, торговые операции между остальными партнерами остаются незначительными. Например, торговый оборот между Бразилией и Россией достиг в 2012 г. около 5,9 миллиардов долларов США, что в 12 раз уступает бразильско-китайскому обороту.

С другой стороны, не стоит забывать, что в 1990–2000 гг. торговый оборот между странами БРИКС выросла с 28 до 418 миллиардов долларов США. И все же торговля между участниками объединения представляет лишь незначительную величину по сравнению с объемами торговли каждой из стран БРИКС с ЕС, США и региональными партнерами.

При более детальном анализе торговых отношений стран БРИКС, исключая Китай, можно увидеть, что в структуре экспорта и импорта преобладает продукция сырьевых отраслей и низших переделов. Бразилия импортирует минеральные и продукты химической промышленности из России (2,5 млрд долларов США из 2,8 млрд общего импорта) и Южной Африки (0,4 млрд долларов США из 0,8 млрд общего импорта). Что касается Индии, то здесь также доминирует импорт минеральных и сельскохозяйственных продуктов, но со все более возрастающей долей машин, оборудования и фармакологических продуктов (3 млрд и 0,8 млрд долларов США, соответственно, из 5 млрд общего импорта).

В структуре бразильского экспорта в Индию по-прежнему преобладает минеральная и сельскохозяйственная продукция (2,7 млрд долларов США из 5,6 млрд общего экспорта), в Россию — в основном лишь мясо, сахар и табак (2,6 млрд долларов США из 3,1 млрд общего экспорта), в Южную Африку — также сельскохозяйственная, но с небольшой долей машинной продукции (1,2 млрд долларов США из 1,7 млрд общего экспорта).

Правительства стран БРИКС понимают важность диверсификации и укрепления экономических связей внутри объединения, в связи с чем был принят ряд инициатив для расширения торговли: регулярные встречи министров торговли стран-участниц, проведение международных конференций по конкуренции, бизнес-форумов и многие другие.

К чему же все эти инициативы могут привести? В своей статье о торговых отношениях между странами БРИКС Оливер Стуенкел, профессор международных отношений в университете Сан-Паулу, скептически отзывается о возможности подписания соглашения о свободной торговле. Однако есть надежда, что многочисленные форумы приведут к устранению различных нетарифных барьеров на пути к упрощению торговли между странами.

Таким образом, введение Бразилией новых защитных мер, конечно, способно негативно повлиять на торговлю с партнерами по БРИКС (за исключением Китая), но лишь незначительно, так как в основном эти меры направлены на импорт промышленной продукции. Бразилия ведет экспортоориентированную политику и не ограничивает торговлю стратегически важными минеральными продуктами со своими партнерами.

Как бразильский протекционизм может повлиять на российско-бразильское сотрудничество

Пока лидирующие позиции в торговом балансе российско-бразильских отношений занимают импорт сельскохозяйственной продукции (2,2 млрд долларов США) и экспорт минеральных удобрений (1,6 млрд долларов США), нынешняя политика протекционизма не скажется негативно на интересах России.

Интересно отметить, что, как свидетельствуют данные по взаимной торговле, за последние пять лет российский экспорт в Бразилию увеличился на 9%, тогда как бразильский экспорт в Россию снизился на 5%. Получается, что нарастающие защитные меры в Бразилии никак не отразились на российском экспорте. Так может, настало время для России начать более открытую торговлю со своим партнером по БРИКС?

Для того, чтобы избежать возможного негативного влияния протекционистских мер на российский экспорт в будущем, необходимо укрепить российское присутствие в Бразилии уже сейчас. На наш взгляд, есть три основных пути торгово-экономической экспансии:

Во-первых, политический. Саммиты БРИКС и Всемирной Торговой Организации, генеральным директором которой стал бразилец Роберто Азеведо, — это идеальные площадки для налаживания диалога по расширению торгового сотрудничества и подписанию соглашений, а также для создания правовой базы, которая могла бы способствовать упрощению торговых процедур между странами.

Во-вторых, экономический. Растущий покупательский спрос в Бразилии благоприятно влияет на экономическую среду для развития бизнеса. Как и Россия, Бразилия преуспела во многих областях высоких технологий и открыта к сотрудничеству в этой сфере. Многие наблюдатели полагают, что энергетический сектор – наиболее важная площадка для сотрудничества между странами БРИКС, способствующая укреплению их позиции как неформальной организации на международной арене. Так, Бразилия открыта для инвестиций в недавно найденные глубоководные нефтяные залежи, а Россия уже заявила, что будет участвовать в тендере на строительство АЭС на территории Бразилии. При этом в целях диверсификации своего энергетического портфолио Бразилия также активно поддерживает и инвестирует в развитие различных возобновляемых источников энергии, таких как биотопливо, ветряная и солнечная энергетика, что может послужить «зеленой» площадкой для обмена опыта и технологиями.

В третьих, академический. Бразилия сейчас активно инвестирует в образовательные и исследовательские проекты. Представляется целесообразным развивать совместные научные разработки, проводить исследовательские работы по изучению российско-бразильских отношений и возможных сфер сотрудничества, а также по выявлению торговых барьеров между странами. Необходимо увеличить информационную осведомленность о возможностях для российского бизнеса в Бразилии. Например, недавно МИД Бразилии выпустил гид по экспорту в Россию, что свидетельствует о том, что правительство страны поддерживает курс, направленный на развитие двустороннего сотрудничества. Россия, со своей стороны, могла бы также способствовать информированности бизнеса о возможностях экспорта в Бразилию, что закрепило бы начинания российских предпринимателей и способствовало бы укреплению двусторонних торгово-экономических связей. Дипломатическое присутствие России в Бразилии недостаточно, а активность работы торгово-промышленных палат по-прежнему существенно ниже, чем, например, в Италии или Франции, что уже не отражает экономических реалий на мировом рынке.

Нынешняя политика Бразилии направлена на развитие инновационных технологий (ИТ) среди национальных компаний и их лидирующее позиционирование на международном рынке. Государство активно инвестирует в ИТ и создает необходимую правовую базу для развития внутреннего экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Партнеры по БРИКС могут выиграть от этой политики и укрепить свое присутствие на мировой арене, если активизируют сотрудничество по развитию новых технологий и диверсификации взаимной торговли.

Алина Гильманова, эксперт РСМД

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...