Интеграция в западном полушарии и Африке
Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Галина Костюнина комментирует интеграционные итоги года в Западном полушарии и Африке.
Западное полушарие
В 2013 году были подведены итоги 20-летнего функционирования Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в рамках трех стран — США, Канады и Мексики. Соглашение НАФТА было подписано в 1992 году и вступило в силу два года спустя. НАФТА — зона свободной торговли комплексного характера, включающая торговлю товарами и услугами, взаимные инвестиции, права интеллектуальной собственности, трудовые отношения и экологическое сотрудничество.
Знаменательной дате была посвящена конференция, в ходе которой было предложено углубить интеграционные процессы в рамках НАФТА в целях оптимизации стоимостных цепочек, повышения производительности и улучшения позиций Северной Америки в мировой экономике. В частности, предложено реформировать миграционную политику и повысить эффективность регулирования конкуренции в целях свободного перемещения товаров, услуг и капиталов.
За 20 лет товарооборот США со странами-партнерами возрос в более чем в 3 раза, американские накопленные инвестиции в Мексике — в 6 раз и в Канаде — в 4,6 раза.
При всех явных преимуществах членства в НАФТА для всех трех государств-участников главной издержкой стало отсутствие прогресса в сокращении разрыва в уровнях экономического развития. В частности, Мексике следует больше инвестировать в сферу образования, инновации и инфраструктуру и повысить качество национальных институтов. Частично это вызвано отсутствием более глубоких форм интеграционного взаимодействия между странами. Решено сформировать Североамериканский инвестиционный фонд по финансированию проектов в мексиканской экономике в целях сокращения разрыва в уровнях доходов населения Мексики и США.
В уходящем году продолжились переговоры по включению Мексики в процесс формирования Североамериканского периметра безопасности по разработке направлений совместного сотрудничества в решении вопросов обеспечения безопасности и обороны. Пока сотрудничество по пограничным вопросам наиболее развито между США и Канадой и между США и Мексикой, то есть в двусторонних рамках.
Активизировались предложения по формированию таможенного союза в Северной Америке с общим таможенным тарифом и проведением общей торговой политики в отношении третьих стран. Правда, такое предложение вряд ли получит одобрение в американском конгрессе. Это не первое предложение по углублению экономической интеграции в регионе. В 2000 году была выдвинута инициатива формирования к 2010 годуСевероамериканского сообщества как экономического сообщества и сообщества в сфере безопасности, а в 2010 году — идея введения общей валюты (амеро). Но эти инициативы так и остались на бумаге из-за большого количества дезинтегрирующих факторов между тремя странами НАФТА.
В Латинской Америке не оправдались предположения о дальнейшей судьбе соглашения-детища бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса — Боливарианской альтернативы для народов Америки (АЛБА). В 2013 году Никарагуа ратифицировала Соглашение о торговом сотрудничестве, подписанное Венесуэлой и Кубой в 2004 году и ставшее договорно-правовой основой АЛБА. Сейчас в состав АЛБА входят Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Эквадор, Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины. В его рамках развивается отраслевое сотрудничество по преференциальным поставкам венесуэльской нефти в страны КАРИКОМ, в сфере образования, здравоохранения, телерадиовещания и совместных предприятий. Применяется общая расчетная единица — сукре, призванная в перспективе заменить американский доллар в качестве валюты расчетов по торговым операциям.
Два других знаменательных события в регионе Латинской Америки в интеграционной сфере в 2013 году — подписание Рамочного соглашения по торговле и инвестициям между странами Карибского сообщества (КАРИКОМ) и США, а также вступление в силу соглашения между Центральной Америкой и Мексикой о зоне свободной торговли.
Африка
Африка находится на обочине процессов международной экономической интеграции, процессы которой вяло протекают с учетом низкого уровня экономического развития стран-членов тех или иных интеграционных объединений, низкого уровня экономической взаимозависимости и направленности экономических связей на третьи государства. Тем не менее, в уходящем 2013 году и в данном регионе велись переговоры о подписании важных интеграционных соглашений.
Так, продолжился переговорный процесс между тремя интеграционными объединениями — Общим рынком стран Восточной Африки (КОМЕСА), Восточноафриканским сообществом (ВАС) и Южноафриканским сообществом развития (САДК) о создании общерегиональной зоны свободной торговли. Ее стратегическая цель состоит в сокращении барьеров во взаимной торговле товарами и услугами и в перемещении лиц. Будущая зона свободной торговли объединит 26 стран Африки с совокупным ВВП в 835 млн долларов, что равняется 58% африканского ВВП, и численностью населения в 533 млн человек. Правда, соглашение будет распространять свои нормы только на те страны-участницы трех интеграционных объединений, которые имеют двусторонние соглашения о зоне свободной торговли между собой.
В 2013 году стартовали переговоры между Экономическим сообществом стран Западной Африки (ЭКОВАС) и США по вопросу подписания Рамочного соглашения по торговле и инвестициям в целях упрощения и ускорения торговли товарами. Подписание соглашения будет содействовать экономическому росту западноафриканских государств и создаст возможности для американских компаний по упрощению ведения предпринимательской деятельности в странах Западной Африки на основе сокращения барьеров во взаимной торговле и инвестициях. Главной причиной подобной инициативы США стало усиление позиций Китая в качестве крупнейшего торгового партнера Африки, когда в 2009 году КНР вышел на первое место в африканской торговле, обогнав Соединенные Штаты. Для США это не первый опыт подписания соглашения подобного рода с одним из субрегионов Африки: в 2008 году Рамочное соглашение о торговле и инвестициях было заключено США со странами Восточноафриканского сообщества.
Галина Костюнина, МГИМО