|

Региональная интеграция в современной Африке

В XXI в. человечество вступило в новую фазу развития международных отношений, которая характеризуется расширением и углублением международного экономического, политического и культурного сотрудничества, интенсификацией процессов интернационализации и глобализации. Мировое сообщество стремится к более тесной интеграции, большей предсказуемости, укреплению меха-низмов организации и управления развитием. Главным уровнем современной интеграции является уровень регионов. Внимание ученых в основном приковано к европейской, североамериканской и азиатской ин-теграции, в то время как по африканскому континенту и африканской интеграции исследования практически отсутствуют. Вместе с тем, на наш взгляд, процессы, происходящие в Африке, требуют пристального внимания и научного осмысления.

Прежде чем перейти к рассмотрению интеграции в Африке, необходимо дать определение понятию «интеграция» и выяснить необходимые условия, при которых она возможна. Итак, термин «интеграция» происходит от латинских слов integration, что переводится как восстановление, восполнение, или integer– целый. В Большом энциклопедическом словаре данный термин трактуется как состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

0_5dae1_80c7d059_XXLИсходя из вышеназванных смысловых значений термина «интеграция», мы можем определить интеграцию в Африке как процесс движения отдельных частей, составляющих социальную систему континента, к связанности, единому целому. Процесс интеграции, как утверждает профессор социологии и экономики Бамбергского университета Рихард Мюнх, возможен при наличии трех взаимосвязанных условий:

  • континентальной солидарности, предполагающей чувство общности, которое возникает при отграничении от внешнего мира и внутренней гомогенизации: за счет политической централизации; административной централизации; правового единообразия; территориального организованного разделения труда; массового образования и массовой коммуникации;
  • экономического роста, позволяющего постоянно увеличивающейся части населения во все большей мере пользоваться экономическим благосостоянием;
  • дееспособности государств, которым удается гарантировать широким слоям населения достаточно высокий жизненный уровень независимо от индивидуального успеха на рынке.

Следует отметить, что условия интеграции в рамках Европейского континента в целом соответствуют вышеперечисленным требованиям. В то время как для интеграции на Африканском континенте, на наш взгляд, данные условия еще не сформировались.

Как мы выяснили, одной из важных составляющих интеграции является экономически рост. Что касается Африканского континента, то его экономическая составляющая находится в очень отсталом по сравнению с Европейским континентом состоянии. Это объясняется колонизацией Африки с 1880 г. по 1960 г. и ее разграблением европейскими народами, ко-торые таким образом накапливали свои первоначальные капиталы. Колонизация в Африке осуществлялась в трех моделях: (1) через торговую экономику, включившую мелкое крестьянство в мировой рынок тропических продуктов и подчинившую его власти рынка, контролируемого олигополией, позволяющей свести плату за крестьянский труд к минимуму и приводящей к расходованию земли; (2) через дешевый труд путем насильственной миграции из других резерваций, ведущих традиционный сельскохозяйственный образ жизни; (3) через экономику прямого грабежа, осуществляемого компаниями-концессионерами, взимающими налоги с товаров, завозимых извне, там, где местные социальные условия не позволяли организовать «торговлю» полезными иско-паемыми или их эксплуатацию и создать резервации, из которых поставлялись избыточные рабочие руки, необходимые для их осуществления.

Каждая из указанных форм применялась в тех районах Африканского континента, где их использование давало оптимальную прибыль, и способствовала не только подрыву экономической составляющей региона, но и отбрасывала ее далеко назад в развитии, а также обеспечивала формирование разноуровненности экономического развития будущих государств, образовавшихся затем на этих территориях. Колониализм оказал серьезное влияние и на политико-территориальное разграничение африканских стран, формирование следующего условия интеграции – образование дееспособных государств. На территории Африки расположены 53 государства, 4 непризнанных государства и 5 зависимых территорий (островных). Современные государственные границы были созданы по сферам влияния колониальных стран, таких как Франция, Англия, Германия, Голландия и т. д. При этом делении не учитывались ни этнические, ни экономические, ни политические, ни религиозные особенности.

В результате политическая и экономическая элита африканских стран оказалась довольно значительно оторванной от своих народов. Вместе с тем следует учитывать, что одной из особенностей осуществления политической власти в Африке является своеобразный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что составляет одну из самых старинных восточных традиций. При этом в политической жизни Африки преобладает авторитарно-бюрократический тип государственной власти, основанный на доминирующем положении в системе государства институтов исполнительной власти и отождествлении ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бюрократического государства покоится на административном централизме и патримониализме, который означает субъективно-личностные отношения.

Как пишет российский африканист Н. Д. Косухин, политическая власть в африканских странах представляет собой сложную систему общественных отношений. Механизмы власти, методы ее осуществления характеризуются сочетанием строгого и нового, привнесением в новую систему политических отношений этнических, религиозных, клановых и иных неклассовых связей. В результате власть отличается гибридностью, этничностью, что приводит к ее неустойчивости и противоречивости. С одной стороны, это стало следствием унаследованных отсталых социальных структур, отсутствия демократических традиций, экономической слаборазвитости и зависимости. С другой стороны, это результат незавершенного постколониального политического развития, модернизации экономических и социальных структур.

Однако первые шаги к созданию дееспособных национальных государств уже сделаны. В частности, после достижения независимости в большинстве африканских стран к 1960 г. начинается процесс формирования новых политических систем, соответствующих международным стандартам и способствующих унификации государственных структур в Африке. Данный процесс осуществлялся в основном в двух направлениях. Первое заключалось в формально-правовом аспекте – принятии конституции, формировании административных и правовых институтов местных органов власти. Второе направление выражалось в создании конституционно-правовой модели, воспроизводящей ряд существенных элементов механизма власти в бывших монополиях, а также США и СССР. Это была попытка перенести на африканскую почву западные политические институты и партии, которые не соответствовали ни социально-экономическим и политическим условиям, ни особенностям африканской политической культуры. Проведенные реформы не дали ожидаемых результатов, при этом политическая динамика в условиях бюрократизации и обогащения политических элит, с одной стороны, и поголовной безграмотности и крайней бедности основной массы населения в ряде случаев обнаруживает движение не от авторитарной системы к демократической, а прямо противоположную тенденцию. В настоящее время утверждение идеологии демократии в Африке явно преждевременно и, наверно, даже вредно, но сам факт осознания и стремления африканских лидеров к интеграции на базе общемировых ценностей отражает здоровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-политических групп континента и сотрудничествумежду собой.

Следующей составляющей интеграции является создание континентальной соли-дарности на всем Африканском континенте. Однако существует ряд проблем, не позволяющих реализовать идею панафриканизма. Прежде всего, это связано с довольно большой территорией континента, составляющей 30 065 000 км2, или 20,3 % площади суши, а с островами – около 30,2 млн км2, покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши, и значительным количеством населения, которое к началу 2007 г. составляло 924 млн человек, или 14,2 % населения планеты. Сами эти факты напрямую не оказывают сильного негативного влияния на процесс интеграции, но если на континенте сосуществуют более 3000 народностей, говорящих на примерно 1500 языках, то становится понятной сложность их объединения в одно целое.

Следующим фактором, влияющим на создание континентальной солидарности, является количество религий, исповедуемых на Африканском континенте. Если в Европе главенствовала одна религия, хоть и имевшая деление на подвиды, – христианство, которая способствовала консолидации населения континента, то сегодня в Африке культивируются как мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, – так и традиционные политеистические религии. При этом количество последних довольно велико и разнообразно и их можно разделить на три группы: анимистические, полидемонические, политеистические.

Понятно, что такая ситуация никак не способствует процессу интеграции. Однако все названные религии, существующие в Африке, синкретичны. Синтез культур и религиозный синкретизм в Африке происходит в беспрецедентно широких масштабах и самых разнообразных формах, бурно и стремительно. Многочисленные формы и типы религиозного синкретизма образуют несколько духовных комплексов: синкретизм ислама с традиционными религиями банту Восточной Африки; синкретизм западного христианства с традиционными религиями Восточной, Центральной и Западной Африки: заимствованные у арабов и синкретизированные на африканской почве комплексы астрологии и геомантики (у йоруба Нигерии, малагасийцев Мадагаскара) и т. д. Таким образом, с одной стороны, количество религий сдерживает интеграцию, а с другой, их синкретизация создает для этого предпосылки. Перечислив только некоторые существующие проблемы, препятствующие созданию континентальной солидарности, мы можем сделать вывод о необычайной сложности интеграционных процессов в Африке. Вместе с тем общемировые тенденции вынуждают африканскую элиту начать процесс интернационализации политической и экономической жизни континента. Следует отметить, что представители элиты африканских стран активно использовали опыт других регионов, интеграция в которых, как правило, осуществлялась через создание региональных организаций, как универсальных, так и специальных. В частности, в 1963 г. на Африканском континенте была создана первая универсальная региональная организация – Организация африканского единства (ОАЕ). Поскольку интеграцию лидеры государств континента начали в основном с политической сферы, в качестве главной цели в Уставе ОАЕ была определена борьба за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке и всех форм расовой дискриминации на всем Африканском континенте. При этом очень важный факт, что с момента создания ОАЕ основным принципом данной организации был заявлен принцип африканской солидарности.

Антиколониальная борьба велась ОАЕ по трем основным направлениям: оказание моральной и материальной помощи национально-освободительным движениям в колониях; осуществление своими силами и через ООН политического и экономического давления на колониальные и расистские режимы; оказание давления на политику их союзников – США, Великобританию, Францию, ФРГ. Несомненно, что объединение усилий всех африканских стран в рамках ОАЕ как в военной, так и в дипломатической сферах послужило причиной полного краха колониализма и апартеида на континенте в начале 90-х гг. XX столетия.

Лидером интеграционного процесса на Африканском континенте была и остается Федеративная Республика Нигерия. Руководство этой страны принимало активное участие в создании ОАЕ и продолжает участвовать в ее работе. Политическая элита Нигерии осуществляла различного рода посреднические миссии на Африканском континенте (например, в Судане, Либерии, Cьерра-Леоне, Сомали, Эфиопии, Мозамбике и др.), основывая свою деятельность на принципах равенства и коллективизма, постоянно предлагала столицу страны Абуджу в качестве места переговоров между противоборствующими сторонами во внутриафриканских конфликтах. Значительную роль Нигерия сыграла в разработке механизма предотвращения и разрешения вооруженных конфликтов в рамках ОАЕ – она не только обеспечивала их финансово, но и предоставляла для миротворческих операций свои вооруженные силы. В этом отношении показательна роль Нигерии в событиях, произошедших в Либерии в 1989–1997 гг. И сегодня Нигерия традиционно продолжает играть важнейшую политическую, экономическую и военную роль в Африке.

XXI век поставил как перед всем мировым сообществом, так и перед Африканским регионом ряд новых целей и задач. Процесс глобализации экономики стал требовать более тесной интеграции в этой сфере, а значит, возникла необходимость поиска новых институциональных решений. При этом ОАЕ, выполнив поставленную перед ней задачу, уже не могла отвечать мировым запросам. В связи с чем лидерами государств Африки было принято решение создать новую региональную организацию на Африканском континенте – Африканский Союз.

Формирование данной организации прошло несколько этапов. Первым этапом стало принятие на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 г. в г. Сирте (Ливия) решения о создании этой организации. Следующим этапом – одобрение Учредительного акта АС главами государств континента на саммите ОАЕ в июле 2000 г. в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. Третий этап прошел на 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001 г.), где был утвержден пакетдокументов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Учредительный акт был ратифицирован уже 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит АС состоялся 9–10 июля 2002 г. в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент ЮАР Табо Мбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» – New Partnership for Africa’s Development), которая представляла собой масштабную программу стратегии развития Африки. В этой программе, во-первых, определялось место Африканского континента в современном мире, во-вторых, содержался конкретный комплекс мер в сфере экономики африканских государств, и, в-третьих, выражалась надежда на партнерство глобального уровня в процессе реализации поставленных целей и задач. В 2003 г. членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что главным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция, а не политическая антиколониальная борьба. Формирование глобальной экономической системы поставило вопрос о месте Африки в ней. Очевидно, что интегрироваться с этой системой она сможет только тогда, когда будет создана региональная экономическая система, необходимыми составляющими которой являются региональный общий рынок, единая валюта, а также ликвидация барьеров движения капиталов и рабочей силы. Принятое АС решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути, и готовности к их преодолению.

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств – членов организации, существовавших на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д’Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и других странах, оказавшие влияние на соседние государства, – яркое тому подтверждение. Кроме того, в Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право АС на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств
(принятом 2/3 голосов) на прямые (в том числе вооруженное) вмешательства во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. В Учредительном акте определен также комплекс мер по обеспечению выполнения решений Ассамблеи АС, в том числе введение политико-экономических санкций (лишение права голоса на Ассамблее, прекращение транспортных и телекоммуникационных связей с государством-«ослушником» и др.), применение которых будет содействовать воплощению в жизнь коллективных решений. Выполнение новых положений, безусловно, должно способствовать повышению политической ответственности африканских лидеров. АС призван заменить не только ОАЕ, но и Африканское экономическое сообщество (далее: АЭС), которое должно было проти-востоять негативным аспектам глобализации путем содействия социально-экономическому развитию Африки. Определение принципов, целей и стратегии развития АЭС длилось с 1976 по 1989 г. Процесс достижения экономической интеграции в рамках АЭС был рассчитан на 34 года и предусматривал шесть этапов. Сама организация была создана в 1991 г., но ее деятельность не принесла существенных практических результатов, что и вынудило лидеров африканских стран ее заменить.

За время существования АС было прове-дено 12 саммитов. Последний проходил с 1 по 4 февраля 2009 г. и вновь показал, что противоречия между государствами – участниками АС до настоящего времени так и не были преодолены. Главными темами 12-го саммита АС стали модернизация инфраструктуры в африканских странах и последствия мирового экономического кризиса.Также была затронута тема решения вооруженных конфликтов, препятствующих развитию континента и уносящих жизни людей, в частности, ситуация в Сомали, суданской провинции Дарфур, разногласия в Конго и политическая ситуация в Мавритании. Кроме того, лидеры африканских государств рассмотрели предложения ливийского лидера Муамара Каддафи о создании Соединенных Штатов Африки вместо АС и формировании континентального правительства с широкими полномочиями. Данное предложение не нашло поддержки у тройки наиболее влиятельных государств континента – ЮАР, Нигерии и Кении, которые не захотели расставаться с частью соего суверенитета в пользу единого правительства континента. В результате на саммите было решено лишь немного расширить полномочия Комиссии АС, превратив ее в некую «администрацию», но только после очередного саммита в июле.

Анализируя итоги прошедшего саммита, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов отмечает: «Африканская интеграция сегодня – это борьба между различными группами стран за влияние на континенте, за которыми стоят интересы не только африканских государств, но и США, Евросоюза, Китая и ряда других серьезных международных игроков, поэтому политическое и экономическое объединение континента, являющееся оптимальным выходом из множества кризисных стуаций в Африке, пока представляется делом далекого будущего… и до решения всех стоящих перед Африканским союзом проблем еще очень далеко» .

Таким образом, несмотря на определенные трудности, процесс интеграции на Африканском континенте уже идет. Руководители стран Африки, понимая важность и неизбежность интеграции, активно ее осуществляют на региональном уровне как в политической, так и экономической сферах через объединение усилий в рамках региональной универсальной организации – АС.

В. В. Богатырев, заместитель начальника кафедрыгосударственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент
Е. А. Волкова, курсант 4-го курса ВЮИ ФСИН России

Библиографический список
1. Амин, С. Африка: жизнь на грани /С. Амин. – Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_486.html.
2. Косухин, Н. Д. Политическая власть и политический процесс в Африке / Н. Д. Ко-сухин // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов.Cер.: Политология. – 2001. – № 3.
3. Мюнх, Р. Социальная интеграция в от-крытых пространствах / Р. Мюнх // Фило-софия науки. – 2004. – № 2.
4. Севортьян, Р. Э. Государство и властьв современном мире. Теория. Политика.Реальность / Р. Э. Севортьян. – М., 1977.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.

Система Orphus



Яндекс цитирования



Яндекс.Метрика







Рейтинг@Mail.ru

Лицензия Creative Commons



Центр Льва Гумилева: современное евразийство



Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...