|

Что мешает евразийской интеграции в Центральной Азии

В центральноазиатских странах к евразийской интеграции, по оценкам аналитиков, отсятся весьма сдержанно. В чем причина такой реакции, разбирался корреспондент DW в Душанбе.

Что удерживает центральноазиатские страны от подключения к интеграционным процессам на постсоветском пространстве – ответы на этот вопрос искали участники международной конференции “Россия и государства Центральной Азии: политические, экономические и гуманитарные аспекты евразийской интеграции”, состоявшейся во вторник, 17 декабря в Душанбе.

index_clip_image002
Сыграет ли Таможенный Союз квартетом

Именно в Душанбе в 2007 году были подписаны документы, определившие дальнейший ход евразийской интеграции. Однако за исключением Казахстана все остальные страны Центральной Азии, являвшиеся в тот момент членами ЕврАзЭС, в число участников Таможенного союза (ТС) не попали.

Ближе всех к присоединению к ТС подошла Киргизия, которая в мае 2013 года подала заявку на вступление в эту организацию. Однако и в Бишкеке в последнее время зазвучали скептические голоса. “Там есть определенная часть элиты, высказывающая сомнения”, – говорит эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов.

Как заявил на конференции в Душанбе новый российский посол в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов, Москва своих партнеров в Центральной Азии не принуждает к вступлению в ТС. Тому же Таджикистану в ответ на критику местными аналитиками проекта евразийской интеграции посол предложил изучить все ее плюсы и минусы, чтобы судить об экономической эффективности. “Не хотите интегрироваться с Россией, Казахстаном и Беларусью – это ваше право”, – подчеркнул Лякин-Фролов.

Душанбе пугает русский национализм

В Душанбе к более тесной интеграции на постсоветском пространстве относятся настороженно. И хотя власти страны официально заявили о своем интересе, до сих пор ни одним ведомством не дана оценка экономических последствий присоединения Таджикистана к Таможенному союзу.

“Сегодня бюджет Таджикистана в значительной степени пополняется за счет средств, собираемых на таможенной границе. Кто подсчитал, как на их объем повлияет вступление в ТС? Никто не представил серьезных аналитических материалов – ни Минэкономики, ни эксперты”, – отмечает депутат нижней палаты таджикского парламента, доктор политических наук Сухроб Шарипов.

По его словам, Таджикистану больше не стоит с закрытыми глазами вступать в различные интеграционные структуры, Душанбе необходимо просчитывать все вызовы и риски от участия в любых союзах. “Посмотрите на отношение к Таджикистану российского обывателя. Что, россияне нас там ждут с распростертыми объятиями? Нет, конечно”, – объясняет Шарипов.

Националистическая парадигма

Он считает, что если политические отношения Таджикистана и России хорошие, то на бытовом уровне этого давно нет. “Когда бизнесмен едет в Россию и начинает сталкиваться с шовинизмом и национализмом, какое настроение у него может быть в этой связи? Это очень большая проблема, никакие послания или стремления Путина ситуацию не исправят, потому что националистическая парадигма в современном российском политическом пространстве играет главенствующую роль”, – полагает Шарипов.

На проблему национализма обратил внимание и глава душанбинского аналитического центра “Индем” Саймуддин Дустов. Он привел результаты соцпроса ВЦИОМ, согласно которым, к Таджикистану хорошо относятся менее одного процента россиян. “При таком подходе не может быть и речи о какой-либо интеграции”, – восклицает Дустов.

Давний тренд

Российские политологи не отрицают существования этой проблемы. Вместе с тем критический взгляд политических элит центральноазиатских стран на евразийскую интеграцию они связывают с тем, как подается вопрос сближения. Эксперт РИСИ Аждар Куртов напомнил, что заключенное в 1991 году в Вискулях соглашение о прекращении существования СССР в итоге завизировали руководители всех остальных республик.

“Почему их население не поднялось и не воспротивилось? Потому что до этого политические элиты убеждали людей в том, что СССР изжил себя, и если его не станет, все заживут богато. На самом деле за этими заверениями было стремление получить максимум политической власти”, – указал Куртов.

Эксперт полагает, что данный тренд до сих пор действует, и именно он препятствует реальной интеграции на постсоветском пространстве. Куртов уверен, что власти стран региона боятся делегирования полномочий наднациональным органам и создают соответствующий информационный фон.

“Посмотрите на то, как подаются новости в Туркмении и Узбекистане. В официальной прессе освещают только ситуацию в самих этих странах, и то под определенным углом. Если проходит что-то связанное с внешним миром, то идут комментарии каких-то гостей, которые говорят, как они счастливы, что приехали в Узбекистан и какие там гигантские успехи”, – заключил аналитик РИСИ.

Галим Фасхутдинов, “Deutsche Welle”

Метки: , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...