|

Минск и Астана боятся диктата Москвы

Вчера в Москве состоялось заседание Высшего евразийского экономического совета с участием президентов стран – членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) – РФ, Казахстана и Белоруссии. Главы государств обсудили ход работ по созданию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕЭС) и проекты «дорожных карт» по присоединению к евразийским проектам Армении и Киргизии. В ходе заседания выявились серьезные противоречия в подходах Минска и Астаны к вопросам дальнейшего интеграционного развития.

281-7-2Дискуссия между Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым развернулась фактически после выступления Владимира Путина, в котором российский лидер заявил, что участники ТС разработали документ, определяющий «международно-правовой статус, организационные рамки, цели и механизмы функционирования утверждаемого с 1 января 2015 года союза». По его словам, в документе зафиксированы базовые принципы Евразийского интеграционного проекта. «Ключевой из этих принципов сводится к тому, что деятельность этой организации должна в полной мере отвечать национальным интересам всех его участников», – подчеркнул Владимир Путин.

И тут выяснилось, что создание ТС идет с шероховатостями и партнерам приходится преодолевать периодически возникающие противоречия.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что «ТС должен иметь статус международной организации, так как это позволит эффективно функционировать… а также следует четко и предметно разграничить компетенции как самого союза, так и государств-членов». «Логично прописать, в каких сферах наши государства будут иметь компетенции, реализуемые в формате согласованной политики», – отметил он. По мнению Лукашенко, необходимо четко определить юридическую силу и иерархию актов союза. «Принципиально, чтобы решения высшего и межправительственного совета были не просто политическими документами, а обязательными для всех сторон нормативными актами», – отметил президент Белоруссии.

Иная позиция у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, полагающего, что в большинстве сфер не следует фиксировать всеобъемлющий характер применения понятий «единая политика», «единый рынок». Исключение, по его словам, может быть сделано для общего рынка только по тем сферам, где уже достигнуто единое мнение. Назарбаев выступил категорически против политизации ТС. «Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии – не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции», – заявил он, подчеркнув, что подразумевает такие сферы, как охрана границы, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, культуры. Казахстанский лидер подчеркнул, что договор о создании Евразийского экономического союза не должен затрагивать международные договоры государств-членов с другими странами и высказался против наделения высшего совета на уровне глав государств и правительств наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств. «У нас есть наднациональный орган, наделенный полномочиями. Его полномочия четко регулируются подписанными договорами и соглашениями и относятся исключительно к экономической сфере», – заявил Назарбаев.

Очевидно, что главы Казахстана и Белоруссии, создавая ТС, хотят максимально застраховаться от усиления политического влияния РФ и одновременно желают сыграть на повышении акций своих государств как внутри ТС, так и на международной арене. Иные заботы у готовящейся к вступлению в организацию Армении и затевающей торг в желании извлечь максимум дивидендов Киргизии. Особняком остается Украина, довольствующаяся статусом наблюдателя.

Президенты Армении и Киргизии Серж Саргсян и Алмазбек Атамбаев в компании с премьер-министром Украины Николаем Азаровым присоединились к тройке лидеров ТС уже после заседания в узком составе. Прозрачнее, чем у других, положение Армении. Во время заседания в расширенном составе между Арменией и странами ТС была подписана «дорожная карта» по этапам взаимной интеграции. Впрочем, Казахстан сделал это, но «со своим особым мнением по Нагорному Карабаху». Это мнение касается границы Таможенного союза, которая не может быть сегодня четко проведена из-за существования неурегулированного регионального конфликта. Астана желает, чтобы этот момент был как-то отражен в документах – отношениями с Баку Назарбаев дорожит.

«Высший Евразийский экономический совет может утвердить «дорожную карту» о присоединении Армении к Таможенному союзу», – заявил вчера Владимир Путин. По его словам, «практически завершена работа и над «дорожной картой» для Киргизии, но остается решить в духе взаимной приемлемости несколько вопросов, поставленных Бишкеком». Как выяснилось позднее, «дорожная карта» для Киргизии может быть подписана в марте будущего года. И причина задержки в самой республике, которая действительно запутала казавшуюся простой ситуацию со своим вступлением в ТС. Она подала заявку на членство в организации два года назад. Потом объявила, что не готова к этому. А на днях президент Атамбаев заявил, что республика не будет вступать в ТС без учета ее национальных интересов. Одновременно в местные СМИ ушла информация о том, что Бишкек заинтересовался рядом проектов, которые предложил Китай. Анализируя внутреннюю ситуацию в Киргизии, можно сделать вывод о том, что Бишкек из вступления в ТС пытается выжать как можно больше преференций.

 Собственно, киргизская сторона этого и не скрывает. Она желает, чтобы три крупнейших оптовых рынка республики получили в рамках ТС статус зон свободной торговли, а также право на льготы по 400 товарным позициям на срок от 5 до 10 лет. Этим Киргизия хочет обезопасить себя от прекращения реэкспорта товаров из Китая после вступления в ТС. Бишкек также заинтересован в создании трудоемких производств и в подписании соглашения о свободном перемещении трудовых мигрантов.

«Нужно говорить о запросах киргизской стороны в отношении подушки безопасности – социальной и экономической, которую главные создатели ТС должны обеспечить Киргизии в первой фазе вступления ее в ТС. Называются разные цифры некоего стабилизационного фонда, который должна получить Киргизия, чтобы минимизировать потери от введения новых пошлин, прежде всего в отношении китайских товаров, чей реэкспорт составляет основу киргизской экономики. Киргизия мало производит, зато много продает. Фактически вопрос Бишкеком ставится так: мы готовы идти в ТС, но при этом ТС должен обеспечить нам максимально комфортные условия для минимизации социальных издержек», – сказал «НГ» генеральный директор политологического центра «Север–Юг» Алексей Власов.

По оценкам наблюдателей, расчет Киргизии мог бы оправдаться, поскольку одновременно с развитием ТС идет создание Евразийского экономического союза, договор о котором должен быть готов к маю 2015 года. Но главная интрига, по мнению Алексея Власова, в том, готовы ли страны ТС пойти навстречу Киргизии. «Если вопрос решается в том же формате, что и вступление Армении в ТС, где вопросы безопасности и геополитических раскладов превалируют над экономическим расчетом, то это один сценарий, в котором можно идти навстречу Киргизии, – Москва и Астана покроют издержки Бишкека. Если же речь идет о сугубо экономических расчетах, то вряд ли Бишкек получит все, что запрашивает», – отметил эксперт. Впрочем, как стало известно «НГ», даже в самой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) позиции между Татьяной Валовой – министром по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК – и Сергеем Глазьевым – советником президента РФ по интеграции в ТС и ЕЭК – не совпадают.

Ситуация с Киргизией усугубляется ее криминализированной экономикой, когда центральной власти приходится принимать решения с оглядкой на ведущие кланы, способные в любой момент устроить в республике серьезные волнения. Между тем вступление в ТС на первых порах оборачивается спадом для местных экономик. Помимо внутренних элит власть испытывает давление внешних игроков. В первую очередь Китая и США. На днях посол США в Киргизии Памела Спратен на встрече с министром экономики страны Темиром Сариевым донесла общеизвестную позицию Вашингтона, который относится к российским интеграционным объединениям с повышенной настороженностью. Еще более категоричен Китай. Недавно побывавший в Бишкеке вице-президент китайского Института международных проблем Жуань Цзуэнь публично призвал Киргизию отказаться от планов по вступлению в ТС, а в качестве альтернативы подумать о сотрудничестве в рамках экономической программы «Шелковый путь». Пекин считает, что программа может объединить Китай и Центральную Азию с ее огромным потенциалом в альянс мировой значимости.

Виктория Панфилова, Юрий Симонян, “Независимая газета

Метки: , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...