|

Естественный союзник Латинской Америки

На современной мировой сцене у Латинской Америки формируется новый облик. Этот регион состоит из кризисоустойчивых и динамично растущих экономик (средние темпы роста ВВП оцениваются в этом году в 4%). Его ведущие страны демонстрируют способность к переходу на инновационный путь развития. Там укоренились основные демократические институты, смена власти происходит конституционным электоральным путем. Уверенно проявляет себя тенденция социальной ориентации развития.

unasurЭти страны не замыкаются в региональных рамках либо в пространстве межамериканских отношений. Они стремятся активнее участвовать в общемировых делах и по возможности открывать для себя доступ в клуб глобального регулирования. Так, Латинская Америка представлена своей крупнейшей страной в БРИКС, тремя странами – Аргентиной, Бразилией и Мексикой – в G20. Латиноамериканцы все более самостоятельно действуют в ООН и ее специализированных органах, инициативно и настойчиво ведут себя в переговорном процессе в рамках ВТО.

Говоря о возросшей роли Латинской Америки на мировой арене, следует сослаться и на персоналии. Так, бразилец Роберто Азеведу возглавит в сентябре ВТО, мексиканец Анхель Гурриа стал генеральным секретарем ОЭСР, а аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо занял папский престол.

В общем, Латинская Америка совершила геополитический рывок и окончательно перестала восприниматься в качестве «заднего двора» США, как некогда ее именовали. Этот новый центр многополярного мира уже неоднократно демонстрировал свою самостоятельность, в том числе в оценке тех или иных международных событий. Это выразилось, например, в критике натовских бомбардировок Югославии, неприятии войны США в Ираке, взвешенной позиции в отношении событий на Ближнем Востоке и Северной Африке и др.

Вес Латинской Америки возрастает в тех сферах, в которых лежат международно-стратегические интересы России. Неудивительно, что наша страна повернулась лицом к Латинской Америке, объявив ее естественным союзником и перспективным деловым партнером. Об этом свидетельствуют и парламентские слушания на тему «Приоритетные направления развития отношений России с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна», которые состоялись на прошлой неделе в комитете по международным делам Госдумы.

Открывая заседание, первый заместитель председателя Государственной Думы Иван Мельников отметил, что сближение с латиноамериканскими странами – одно из приоритетных направлений во внешней политике России. «Последние слушания на эту тему в стенах парламента прошли 10 лет назад, – подчеркнул он. – Сегодня ситуация в этом вопросе изменилась. Речь уже идет не об однополярном мире, а о формирующейся многополярности».

Уже состав участников слушаний свидетельствует о том внимании, которое уделяется Латинской Америке как в исполнительных органах власти России – в МИДе, Минэкономразвития и других ведомствах, так и в госкорпорациях, научных кругах и бизнес-сообществе. Достаточно сказать, что в прениях по основным докладам изъявили взять слово 35 человек.

И это понятно. Латинская Америка обладает мощным экономическим, ресурсным и людским потенциалом – 600 млн. жителей и соответствующий потребительский рынок, свыше 6 трлн. долл. ВВП по итогам 2012 года. Регион занимает 15% планетарной суши, на него приходится свыше 30% общемировых запасов пресной воды – стратегического ресурса будущего. Он обладает 18% разведанных запасов нефти. Его доля в мировом производстве меди составляет 47%, серебра – 41%, бокситов – 27%, олова – 25%, цинка – 22%. В совокупности страны Латинской Америки дают 9% мирового производства зерновых, 52% – сои, свыше 30% мяса говядины и 24% – птицы.

«Все это превращает Латинскую Америку в регион, перспективный для многих партнеров с точки зрения торгового и инвестиционного сотрудничества, – констатировал замминистра иностранных дел Сергей Рябков. – От России это требует нового взгляда, чтобы не отстать и не остаться в стороне».

В этой связи председатель комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков вспомнил, как в 1990-е годы в России господствовала «теория, что нам нужно отовсюду уходить». Москве, видите ли, были неинтересны Латинская Америка, Африка и Азия за пределами сопредельных государств. «Эта концепция улитки, сворачивание российского физического присутствия, которое стало результатом и распада Советского Союза, и тех драматических событий, которые происходили у нас в стране, оказалась абсолютно неверной».

Сейчас отношения РФ с латиноамериканскими партнерами выведены на высокий государственный уровень. В практику последних лет вошел периодический обмен визитами, во время которых принимаются решения по ключевым вопросам двустороннего взаимодействия и по широкому кругу актуальных международных проблем.

Основная задача, стоящая перед Россией, – подкрепление многопланового политического диалога с Латинской Америкой развитой системой торгово-экономических связей. С одной стороны, товарооборот России с регионом держится на рекордном уровне в 16,2 млрд. долл. По сравнению с 2005 годом он увеличился почти в три раза. По словам замминистра экономического развития Алексея Лихачева, такой динамики товарообмена нет у России ни с одним другим регионом. Из 40 стран Латинской Америки Россия поддерживает устойчивые торговые отношения с 32.

С другой стороны, реализация благоприятных предпосылок наталкивается на трудности. Недаром все итоговые документы по визитам любого калибра включают положения о том, что уровень экономических связей далеко не отвечает потенциальным возможностям сторон. Об этом с тревогой говорили все участники слушаний.

Во-первых, в большинстве латиноамериканских стран российский бизнес все еще плохо знают, причем его имидж нередко оставляет желать лучшего. Во-вторых, российские предприниматели сталкиваются в регионе с острой конкуренцией со стороны уже не только западных, но и китайских, индийских и даже иранских компаний. В-третьих, наблюдается монокультурный характер нашего экспорта и импорта. Основу поставок в регион составляют минеральные удобрения, некоторые виды военно-технической продукции, металлопрокат и электротехническое оборудование. А импорт – это сельхозпродукция, которая подвержена конъюнктурным и спросовым колебаниям. Наконец, уязвимыми остаются система взаиморасчетов, инвестиционное и научно-техническое сотрудничество.

Между тем, по мнению директора Института Латинской Америки РАН Владимира Давыдова, расширение системы научно-технических связей, более активное взаимодействие в области инноваций и современных технологий может вывести сотрудничество на качественно другой уровень. Это направление содержит большой мультипликативный эффект, способствуя развитию смежных отраслей, созданию новых производств в ключевых секторах экономики и увеличению занятости.

Впрочем, в области гуманитарного сотрудничества с регионом России предстоит сделать ничуть не меньше, чем в экономике. «Это наиболее пострадавший участок – последствие козыревско-ельцинской эпохи», – пояснил Давыдов.

Подробно рассмотрев весь комплекс российско-латиноамериканских отношений, участники слушаний вынесли ряд рекомендаций. В частности, перед МИДом поставлена задача крепить стратегическое партнерство с Бразилией, в том числе в рамках БРИКС, а также сотрудничество с Аргентиной, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа и другими странами как в международных делах, так и в продвижении эффективной деловой кооперации. Внешнеполитическому ведомству рекомендовано поддерживать тесные связи с такими многосторонними объединениями, как Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), Союз южноамериканских наций (УНАСУР), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР). Кроме того, важно продолжить диалог по вопросам противодействия новым вызовам глобальной безопасности, международному терроризму, оргпреступности и наркотрафику, киберугрозе.

Министерство экономического развития должно активизировать работу по линии государственно-частного партнерства, чтобы стимулировать интерес российских деловых кругов к латиноамериканскому региону. Еще оно должно проработать вопрос о вступлении России в Межамериканский банк развития для обеспечения более эффективного и равноправного участия российского бизнеса в масштабных проектах в странах региона.

Министерству образования и науки рекомендовано проработать вопрос о компенсации студентам из государств Латинской Америки, направляемым на обучение в федеральные государственные образовательные учреждения, расходов по проезду в Россию и приобретению медицинской страховки за счет средств федерального бюджета РФ.

Среди форм сотрудничества, которые целесообразно использовать на культурной ниве, следует обратить внимание на проведение на регулярной основе перекрестных годов российской культуры и культур ведущих стран Латинской Америки. Но пока этот вопрос будет утрясаться в госструктурах, общественная организация «Всемирный день культуры» выступила с инициативой объявить в Государственной Думе 2014-й Годом Латинской Америки.

Юрий Паниев, “Независимая газета

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...