|

Первые итоги “абэномики” – рост без расслоения

С начала реализации нового экономического курса премьер-министра Японии Синдзо Абэ прошел год. Так называемая “абэномика” должна была стать важной вехой на пути оживления японской экономики, вот уже много лет испытывающей значительные трудности. Каковы первые результаты новой экономической политики? Какие коррективы внесет “абэномика” в российско-японские отношения? Эти и другие вопросы мы обсудили с доктором экономических наук, деканом Факультета международных отношений Института бизнеса и делового администрирования РАНХ и ГС, профессором ИСАА МГУ Ириной Тимониной.916267046Какие проблемы японской экономики был призван решить новый экономический курс Синдзо Абэ? В чем основной принцип «абэномики»?

Синдзо Абэ «принял» экономику, отягощенную серьезными проблемами, в том числе и структурного свойства. Среди них: государственный долг, дефляция, низкие темпы экономического роста, утрата конкурентоспособности в ряде отраслей. Страна переместилась на третье место в мировой экономической иерархии (после США и Китая) и уступила – по крайней мере формально (по количественным параметрам) – место азиатского экономического лидера.

В целом современная экономическая политика Японии – «абэномика» – направлена как на решение текущих задач (преодоление инфляции и урегулирование проблемы государственного долга), так и на достижение долгосрочных стратегических целей: реформирование всей экономической структуры страны и построение гибридной модели экономики, опирающейся и на внутренний спрос, и внешний рынок. При этом позиционирование страны на внешнем рынке будет меняться. Наряду с традиционным экспортом высокотехнологичной продукции обрабатывающей промышленности Япония будет предлагать инфраструктурные системы и решения.

Механизмы реализации экономической политики Синдзо Абэ отличает преемственность и одновременно инновационность, гибкость, стремление адаптировать наработанные и проверенные методы к меняющейся ситуации. Так, в условиях бюджетного дефицита правительство идет на смягчение бюджетной политики и увеличение государственных расходов в целях стимулирования внутренних капиталовложений и внутреннего спроса.

Дилемма «бюджетное урегулирование − стимулирование экономики», которая в период финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. во весь рост встала перед правительствами США и европейских стран, в Японии решается скорее в пользу стимулирующих мер. Чтобы придать динамизм внутреннему инвестиционному процессу, правительство Абэ пошло на весьма смелый и, конечно, рискованный шаг: повышение потребительского налога при одновременном снижении ставки налога на прибыль корпораций (который в Японии сейчас самый высокий среди развитых стран).

Один из ключевых пунктов стратегии – использование имеющегося в Японии потенциала наиболее эффективным образом, в том числе путем перемещения ресурсов (и человеческих, и финансовых) в инновационные перспективные секторы экономики.

В связи с этим на повестку дня становится преодоление чрезмерной зарегулированности рынка и снятие административных барьеров для предпринимательства. Например, один из последних принятых в 2013 г. законов, Закон о повышении конкурентоспособности (Industrial Competitiveness Enhancement Act, 3 декабря 2013 г. – прим. ред.), нацелен на преодоление зарегулированности, недоинвестирования и препятствий в консолидации бизнеса.

В принципиальном плане стоит отметить такую особенность экономической стратегии Японии, как стремление к достижению баланса между целями экономического роста и повышением качества жизни людей, к созданию таких условий, при которых все японцы смогут воспользоваться возможностями самореализации и улучшения жизни, которые дает экономический рост. Иными словами, провозглашается экономический рост без увеличения неравенства.

Ирина Львовна, как бы вы оценили промежуточные итоги этой экономической политики? Можно ли считать прошедший год успешным?

В целом политика Синдзо Абэ дает определенные результаты и формирует позитивные ожидания участников рынка, что выразилось, в частности, в повышении фондовых индексов в самом конце 2013 г. Темпы экономического роста по итогам 2013 г. демонстрируют положительные значения. Позитивную динамику показывает также рынок труда, начался рост промышленного производства, инвестиций, подросли прибыли компаний, начало сокращаться число банкротств.

Стоит отметить, что в конце 2013 г. в преддверии ожидаемого повышения потребительского налога начали расти инвестиции в строительство жилья (в сентябре – на 19,4 % в годовом исчислении).

В начале 2014 г. ситуация в японской экономике, по-видимому, несколько лучше, чем во многих других развитых странах.

Тем не менее, на повестке дня остается проблема дефляции. Показательно заявление представителя ЦБ Японии от 9 января 2014 г., в котором была продекларирована готовность регулятора продолжить политику смягчения кредитно-денежной политики, если реальные показатели инфляции будут отличаться от прогнозируемых (2%).

Довольно вялую динамику показывает экспорт, и по итогам 2013 финансового года дефицит торгового баланса страны (несмотря на снижение курса иены), вероятно, вырастет.

Образно говоря, началось выравнивание ситуации, но вряд ли можно утверждать, что экономика страны вышла на траекторию устойчивого роста. Структурные преобразования, которые и должны вывести экономику на такую траекторию, – задача не одного года. Это очевидно. Однако определенный оптимизм внушает как политическая воля, которую демонстрирует Синдзо Абэ, так и реалистичность оценки ситуации, которую он дал в новогоднем обращении к гражданам страны. Отметив определенные положительные сдвиги в экономике, премьер подчеркнул, что пройдена еще только половина пути к достижению победы над дефляцией, и выразил решимость продолжить и активизировать усилия для возрождения японской экономики.

Как вы считаете, изменяется ли экономическая ситуация в АТР под влиянием «абэномики»? В какую сторону?

Два положения стратегии Синдзо Абэ могут стать факторами, влияющими на ситуацию в АТР, и, прежде всего, в азиатском макрорегионе.

Во-первых, это изменение позиции страны в отношении институализированной интеграции: Япония стала проявлять активный интерес к международным партнерствам, выступать с различными инициативами, в первую очередь в Азии и АТР. В частности, Япония намерена принять участие в переговорах о Транс-Тихоокеанском партнерстве (TPP). Несмотря на то, что экономика страны по количественным показателям перестала быть лидером в Азии (и, по прогнозам, может в скором времени уступить и вторую позицию, пропустив вперед Индию), по совокупности количественных и качественных показателей Япония по-прежнему обладает мощнейшим экономическим потенциалом. И уже это обстоятельство делает ее активным субъектом процессов экономической интеграции в АТР.

Во-вторых, происходит определенное перепозиционирование Японии на мировом рынке и рынках региона. Страна определенно заявляет о своем стремлении изменить структуру экспорта и модель взаимодействия с экономическими партнерами. Япония явно намерена перейти от экспорта товаров к экспорту систем и решений в области социальной и производственной инфраструктуры (энергетической, транспортной, медицины и образования, социального обеспечения), опираясь на имеющийся потенциал, который, судя по основным положениям стратегических разработок японского правительства, должен постоянно совершенствоваться. Тем не менее, напомним, что конкуренция в области общественных услуг, таких как медицина или образование, весьма высока, и конкурентами Японии выступают в том числе и развивающиеся страны Азии.

Вместе с тем Япония может использовать также и демонстрационный эффект и предложить другим странам (прежде всего, странам Азии) социально-экономическую модель, обеспечивающую комфорт, безопасность, приемлемый уровень равенства и доступа к благам и возможностям экономического прогресса.

Создает ли экономический курс японского правительства новые возможности для России? Может ли российско-японское деловое взаимодействие в связи с этим получить новое наполнение?

Продолжая тему предыдущего вопроса, отмечу, что перспективными направлениями экономического взаимодействия России и Японии могут стать проекты развития городской инфраструктуры в различных регионах нашей страны (в частности, проекты «умных городов»). Подобная возможность обсуждалась, в частности, во время визита Синдзо Абэ в Россию в апреле 2013 г. И такие проекты уже есть. Кроме того, актуализируется возможность взаимодействия в сфере высоких технологий – в области энергетики и не только.

Одно из перспективных направлений экономической стратегии Японии, в том числе и внешнеэкономической, о котором мы еще не упоминали, – так называемые креативные отрасли и экспорт креативного продукта (мода, дизайн, фильмы, музыка, аниме, игры, кулинария и т.п.). И здесь также есть возможности для японских и российских партнеров в плане активизации обменов культурным контентом.

Беседовал Антон Цветов, программный координатор РСМД

Метки: , , ,

Оставьте комментарий:

Это не спам.

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.








Последние комментарии

  • Евгений: Ну что?Бред,говоришь?
  • sn23: В КНР 23 провинции, а не 29.
  • sn23: Абзац про экономический ресурс необходимо исправить. КНР уже давно на 2-ом месте.
  • Севастополь: очередной бред русфашистов!
  • Дударев К.И.: Лукашеенко А.Г создал самую большую банду в Европе. Убивают,похищаю и тд. Почему не принимаются меры к...